Готовимся к ВПР
русский язык
Вариант 8
1. Запиши текст под диктовку. (плеер)
Летом мы ходим из деревни на речку через поле. Там зреет рожь. Спелые колосья ржи клонятся к земле. Между ними мелькают синие звёздочки васильков и белые ромашки. Радуют глаз вьюнки мышиного горошка.
Наша речка мелкая. Дно покрывает чудесный песок золотистого цвета. В прозрачной воде снуют шустрые рыбки. Иногда они скользят почти у поверхности, но в руки не даются.
После купания мы играем в мяч. Один раз у берега я чуть не поймал юркого рака! Он ловко уполз в густой камыш. (80 слов)
2. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
3. Выпиши из текста 8-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Договоры, занята, красивее, фольга.
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.
Каждый человек мечтает о крепкой дружбе.
6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
(1)Берёза — одно из самых распространённых и любимых деревьев в России. (2)Красавицей русских лесов называют её люди. (3)Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она прекрасна в любой сезон. (4)О берёзе сложено много песен, былин, преданий. (5)Русскими художниками созданы десятки живописных картин, изображающих её.
(6)Зацветает берёзка на исходе апреля. (7)Цветки у неё скромные — серёжки, а семена берёзы, созревающие в них, легко разносятся ветром по земле. (8)Она хорошо приживается там, где с трудом растут другие деревья, — на лесных вырубках и пожарищах. (9)Вырастает берёза быстро, и вскоре на таких местах появляются молодые рощи.
(10)Без берёзы нельзя представить себе жизнь наших предков. (11)Всё из берёзы шло в дело. (12)Источником света в жилищах на протяжении многих веков служила берёзовая лучина. (13)Из почек готовили лекарства, из ветвей делали мётлы и веники, из древесины изготовляли мебель. (14)А берёзовые дрова служили отличным топливом для печки. (15)Из берёсты умельцы мастерили лукошки для сбора грибов и ягод. (16)На ней же наши предки делали свои записи, которые хорошо сохранились до настоящего времени и известны как «берестяные грамоты».
(По книге «Что такое? Кто такой?»)
7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
9. Как ты понимаешь значение слова «берёста» из 15-го предложения? Запиши своё объяснение.
10. Замени слово «молодые» (из 9-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.
11. В 6-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
12. Выпиши из 3-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
13. Выпиши из 14-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор)
14. Выпиши из 9-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
15. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение В одно ухо влетело, в другое вылетело.
ОТВЕТЫ:
1. Запиши текст под диктовку.
Летом мы ходим из деревни на речку через поле. Там зреет рожь. Спелые колосья ржи клонятся к земле. Между ними мелькают синие звёздочки васильков и белые ромашки. Радуют глаз вьюнки мышиного горошка.
Наша речка мелкая. Дно покрывает чудесный песок золотистого цвета. В прозрачной воде снуют шустрые рыбки. Иногда они скользят почти у поверхности, но в руки не даются.
После купания мы играем в мяч. Один раз у берега я чуть не поймал юркого рака! Он ловко уполз в густой камыш. (80 слов)
Летом мы ходим из деревни на речку через поле. Там зреет рожь. Спелые колосья ржи клонятся к земле. Между ними мелькают синие звёздочки васильков и белые ромашки. Радуют глаз вьюнки мышиного горошка.
Наша речка мелкая. Дно покрывает чудесный песок золотистого цвета. В прозрачной воде снуют шустрые рыбки. Иногда они скользят почти у поверхности, но в руки не даются.
После купания мы играем в мяч. Один раз у берега я чуть не поймал юркого рака! Он ловко уполз в густой камыш. (80 слов)
Пояснение. Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов.
Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка.
Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл.
2. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
Пояснение.
Между ними мелькают синие звёздочки васильков и белые ромашки.
3. Выпиши из текста 8-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
Пояснение.
предл. В прил.прозрачной сущ.воде глаг.снуют прил.шустрые сущ.рыбки.
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Договоры, занята, красивее, фольга.
Пояснение.
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.
Каждый человек мечтает о крепкой дружбе.
Пояснение. В слове «дружбе(а)» все согласные звуки звонкие.
Ответ: дружбе(а).
6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
(1)Берёза — одно из самых распространённых и любимых деревьев в России. (2)Красавицей русских лесов называют её люди. (3)Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она прекрасна в любой сезон. (4)О берёзе сложено много песен, былин, преданий. (5)Русскими художниками созданы десятки живописных картин, изображающих её.
(6)Зацветает берёзка на исходе апреля. (7)Цветки у неё скромные — серёжки, а семена берёзы, созревающие в них, легко разносятся ветром по земле. (8)Она хорошо приживается там, где с трудом растут другие деревья, — на лесных вырубках и пожарищах. (9)Вырастает берёза быстро, и вскоре на таких местах появляются молодые рощи.
(10)Без берёзы нельзя представить себе жизнь наших предков. (11)Всё из берёзы шло в дело. (12)Источником света в жилищах на протяжении многих веков служила берёзовая лучина. (13)Из почек готовили лекарства, из ветвей делали мётлы и веники, из древесины изготовляли мебель. (14)А берёзовые дрова служили отличным топливом для печки. (15)Из берёсты умельцы мастерили лукошки для сбора грибов и ягод. (16)На ней же наши предки делали свои записи, которые хорошо сохранились до настоящего времени и известны как «берестяные грамоты».
(По книге «Что такое? Кто такой?»)
Пояснение. Берёза — одно из самых любимых деревьев в России.
7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Пояснение. 1. Красавица русских лесов.
2. Размножение берёзы.
3. Использование берёзы.
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Пояснение. Почему берёзу называют красавицей русских лесов?
Как размножается берёза?
Как берёза использовалась в хозяйстве?
Что делали люди из берёзы?
9. Как ты понимаешь значение слова «берёста» из 15-го предложения? Запиши своё объяснение.
Пояснение. Берёста — это кора берёзы.
10. Замени слово «молодые» (из 9-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.
Пояснение. Молодые — юные, новые.
11. В 6-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
Пояснение.
12. Выпиши из 3-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Пояснение. (с) ветвями — ж. р., 3-е скл., мн. ч., тв. п.;
(с) кроной — ж. р., 1-е скл., ед. ч., тв. п.;
(в) сезон — м. р., 2-е скл., ед. ч., вин. п.
13. Выпиши из 14-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор)
Пояснение. берёзовые (дрова) — мн. ч., им. п.;
отличным (топливом) — ед. ч., ср. р., тв. п.
14. Выпиши из 9-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
Пояснение. Вырастает, появляются.
15. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение В одно ухо влетело, в другое вылетело.
Пояснение. Выражение В одно ухо влетело, в другое вылетело будет уместно в ситуации, когда ученик на уроке делал вид, что слушает учителя, но думал о чём-то постороннем, а теперь не помнит, как решить задачу.
МАТЕМАТИКА
Вариант 10
1. Вычисли: 498 : 6.
2. Найдите значение выражения
3. Папа с дочкой пришли в парк с аттракционами и купили два билета в лабиринт: взрослый и детский, а также детский билет на автодром. Цены на билеты показаны на рисунке. Сколько рублей они заплатили за все билеты?
Запиши решение и ответ.
4. Игорь с другом собирались пойти в кино. Сеанс начался в 13 ч 40 мин. На сколько минут опоздали мальчики на сеанс, если дорога заняла 1 ч 20 мин, а из дома они вышли в 12 ч 30 мин?
Ответ: на мин.
5. Ниже на клетчатом поле со стороной клетки 1 см изображена фигура.
Найди периметр этой фигуры.
6. Ниже на клетчатом поле со стороной клетки 1 см изображена фигура.
На клетчатом поле рядом с фигурой нарисуй прямоугольник, площадь которого равна площади данной фигуры.
7. Семья ходила за грибами. В таблице показано, кто сколько и каких грибов нашёл. Используя эти данные, ответь на вопросы.
Лисички | Сыроежки | Маслята | |
---|---|---|---|
Папа | 15 | 6 | 0 |
Мама | 7 | 12 | 8 |
Сын | 9 | 8 | 13 |
Дочь | 3 | 15 | 7 |
Сколько сыроежек нашла дочь?
8. Семья ходила за грибами. В таблице показано, кто сколько и каких грибов нашёл. Используя эти данные, ответь на вопросы.
Лисички | Сыроежки | Маслята | |
---|---|---|---|
Папа | 15 | 6 | 0 |
Мама | 7 | 12 | 8 |
Сын | 9 | 8 | 13 |
Дочь | 3 | 15 | 7 |
Кто нашёл грибов больше всех?
9. Найди значение выражения
10. Пять килограммов варенья разложили по маленьким и большим банкам. В каждую большую банку помещается 500 г варенья, а в маленькую — 200 г. Получилось 4 большие банки варенья. Сколько понадобилось маленьких банок?
11. На компьютере установлен пароль, состоящий из семи цифр. Цифры идут в порядке убывания, т. е. каждая следующая цифра меньше предыдущей. Третья цифра в этом пароле — «5», шестая — «2».
Какая цифра в пароле идёт пятой?
12. На компьютере установлен пароль, состоящий из семи цифр. Цифры идут в порядке убывания, т. е. каждая следующая цифра меньше предыдущей. Третья цифра в этом пароле — «5», шестая — «2».
Перечисли все цифры, которые могут стоять на первом месте в пароле. Цифры запиши в ответ друг за другом в порядке возрастания без разделительных знаков.
13. Вика написала сочинение «Прогулка в парке» и нарисовала план парка.
Вчера мы с мамой ходили гулять в парк. У нас в парке есть большой дуб, на котором живут белки. Если принести с собой орехи, положить в руку и долго стоять неподвижно, то может прибежать белка, схватить орех и убежать.
Мы зашли в парк со стороны памятника Чайковскому. От ворот ведут две аллеи. Левая — мимо дуба к кафе «Рябинка», а правая ведёт к центру парка мимо фонтана к каруселям. Мы пошли по левой — к дубу. Я специально взяла с собой орехи. Около дуба я насыпала их в ладошку, но белок видно не было. Мне показалось, что мы ждали целых два или три часа. Но мама сказала, что только 10 минут. Мне кажется, она перепутала. Белок мы не дождались. Тогда я высыпала орехи в кормушку под дубом, и мы пошли в кино. Чтобы попасть к кинотеатру, нужно дойти до кафе и там повернуть направо на центральную аллею, которая проходит через весь парк по диагонали. Мы пошли по центральной аллее, и слева я увидела карусели. Если бы напротив каруселей мы свернули направо, то вернулись бы ко входу, откуда пришли. Но мы пошли прямо — мимо фонтана, который был справа от нас, мимо ещё одной развилки. И вот он — кинотеатр. Мы вышли из парка.
Кинотеатр находится сразу за выходом слева. Мы как раз успели к началу фильма.
Рассмотри план парка и, пользуясь описанием, которое дала Вика, обозначь цифрами на плане шесть объектов.
1. Кафе «Рябинка».
2. Большой дуб.
3. Кинотеатр.
4. Карусели.
5. Фонтан.
6. Памятник Чайковскому.
14. Водитель видит в наружном зеркале заднего вида автомобиль, идущий сзади. Номер автомобиля тоже отражается в зеркале. Какой номер у этого автомобиля, если смотреть на него не в зеркало?
15. Полоску бумаги разрезали на три части. После этого самую большую из полученных частей снова разрезали на три части. Затем снова самую большую из полученных частей разрезали на три части. Так поступили много раз: на каждом шаге самую большую часть разрезали на три части. Могло ли в итоге получиться 150 частей?
Запиши решение и ответ.
ОТВЕТЫ
1. Вычисли: 498 : 6.
Решение. Найдем значение выражения:
Ответ: 83.
2. Найдите значение выражения
Решение. Найдем значение выражения:
Ответ: 32.
3. Папа с дочкой пришли в парк с аттракционами и купили два билета в лабиринт: взрослый и детский, а также детский билет на автодром. Цены на билеты показаны на рисунке. Сколько рублей они заплатили за все билеты?
Запиши решение и ответ.
Решение. Решение:
Два билета в лабиринт будут стоить 60 + 80 = 140 (рублей).
Стоимость всех билетов 140 + 70 = 210 (рублей).
Допускается другая последовательность действий, пояснений, обоснованно приводящих к верному ответу.
Ответ: 210 руб.
4. Игорь с другом собирались пойти в кино. Сеанс начался в 13 ч 40 мин. На сколько минут опоздали мальчики на сеанс, если дорога заняла 1 ч 20 мин, а из дома они вышли в 12 ч 30 мин?
Ответ: на мин.
Решение. Вычислим:
Ответ: на 10 мин.
5. Ниже на клетчатом поле со стороной клетки 1 см изображена фигура.
Найди периметр этой фигуры.
Решение. Найдем периметр данной фигуры:
3 + 3 + 1 + 1 + 1 + 2 + 2 + 1 + 1 + 1 = 16 см.
Ответ: 16.
6. Ниже на клетчатом поле со стороной клетки 1 см изображена фигура.
На клетчатом поле рядом с фигурой нарисуй прямоугольник, площадь которого равна площади данной фигуры.
Решение. Заметим, что площадь одной клетки равна 1 см2. Значит, площадь фигуры равна количеству клеток, содержащихся в данной фигуре. Следовательно, площадь фигуры равна 10 см2. Такую же площадь имеет прямоугольник со сторонами 2 и 5.
7. Семья ходила за грибами. В таблице показано, кто сколько и каких грибов нашёл. Используя эти данные, ответь на вопросы.
Лисички | Сыроежки | Маслята | |
---|---|---|---|
Папа | 15 | 6 | 0 |
Мама | 7 | 12 | 8 |
Сын | 9 | 8 | 13 |
Дочь | 3 | 15 | 7 |
Сколько сыроежек нашла дочь?
Решение. Из таблицы видно, что дочь нашла 15 сыроежек.
Ответ: 15.
8. Семья ходила за грибами. В таблице показано, кто сколько и каких грибов нашёл. Используя эти данные, ответь на вопросы.
Лисички | Сыроежки | Маслята | |
---|---|---|---|
Папа | 15 | 6 | 0 |
Мама | 7 | 12 | 8 |
Сын | 9 | 8 | 13 |
Дочь | 3 | 15 | 7 |
Кто нашёл грибов больше всех?
Решение. Папа нашёл
Ответ: сын.
9. Найди значение выражения
Решение. Найдем значение выражения:
Ответ: 425.
10. Пять килограммов варенья разложили по маленьким и большим банкам. В каждую большую банку помещается 500 г варенья, а в маленькую — 200 г. Получилось 4 большие банки варенья. Сколько понадобилось маленьких банок?
Решение. В большие банки разложили 500 · 4 = 2000 г варенья.
Всего потребовалось маленьких пачек (5000 − 2000) : 200 = 15 банок.
Допускается другая последовательность действий, обоснованно приводящая к верному ответу.
Ответ: 15 банок.
11. На компьютере установлен пароль, состоящий из семи цифр. Цифры идут в порядке убывания, т. е. каждая следующая цифра меньше предыдущей. Третья цифра в этом пароле — «5», шестая — «2».
Какая цифра в пароле идёт пятой?
Решение. Если третья цифра в пароле «5», а шестая — «2», то на пятом месте должна стоять цифра от «3» до «4». Но поскольку каждая следующая цифра меньше предыдущей, то на пятом месте может стоять только «3».
Ответ: 3.
12. На компьютере установлен пароль, состоящий из семи цифр. Цифры идут в порядке убывания, т. е. каждая следующая цифра меньше предыдущей. Третья цифра в этом пароле — «5», шестая — «2».
Перечисли все цифры, которые могут стоять на первом месте в пароле. Цифры запиши в ответ друг за другом в порядке возрастания без разделительных знаков.
Решение. Поскольку на третьем месте стоит цифра «5», то на втором месте может стоять цифра «6». Тогда на первом месте могут стоять оставшиеся цифры «7», «8» или «9».
Ответ: 789.
13. Вика написала сочинение «Прогулка в парке» и нарисовала план парка.
Вчера мы с мамой ходили гулять в парк. У нас в парке есть большой дуб, на котором живут белки. Если принести с собой орехи, положить в руку и долго стоять неподвижно, то может прибежать белка, схватить орех и убежать.
Мы зашли в парк со стороны памятника Чайковскому. От ворот ведут две аллеи. Левая — мимо дуба к кафе «Рябинка», а правая ведёт к центру парка мимо фонтана к каруселям. Мы пошли по левой — к дубу. Я специально взяла с собой орехи. Около дуба я насыпала их в ладошку, но белок видно не было. Мне показалось, что мы ждали целых два или три часа. Но мама сказала, что только 10 минут. Мне кажется, она перепутала. Белок мы не дождались. Тогда я высыпала орехи в кормушку под дубом, и мы пошли в кино. Чтобы попасть к кинотеатру, нужно дойти до кафе и там повернуть направо на центральную аллею, которая проходит через весь парк по диагонали. Мы пошли по центральной аллее, и слева я увидела карусели. Если бы напротив каруселей мы свернули направо, то вернулись бы ко входу, откуда пришли. Но мы пошли прямо — мимо фонтана, который был справа от нас, мимо ещё одной развилки. И вот он — кинотеатр. Мы вышли из парка.
Кинотеатр находится сразу за выходом слева. Мы как раз успели к началу фильма.
Рассмотри план парка и, пользуясь описанием, которое дала Вика, обозначь цифрами на плане шесть объектов.
1. Кафе «Рябинка».
2. Большой дуб.
3. Кинотеатр.
4. Карусели.
5. Фонтан.
6. Памятник Чайковскому.
Решение.
Ответ: см. рис.
14. Водитель видит в наружном зеркале заднего вида автомобиль, идущий сзади. Номер автомобиля тоже отражается в зеркале. Какой номер у этого автомобиля, если смотреть на него не в зеркало?
Решение. Ответ: К974ЕВ53 ИЛИ К974ЕВ.
15. Полоску бумаги разрезали на три части. После этого самую большую из полученных частей снова разрезали на три части. Затем снова самую большую из полученных частей разрезали на три части. Так поступили много раз: на каждом шаге самую большую часть разрезали на три части. Могло ли в итоге получиться 150 частей?
Запиши решение и ответ.
Решение. Если кусок бумаги разрезать на три части, то общее количество частей увеличится на 2. Значит, общее количество частей после каждого шага будет нечётным. Но 150 — чётное число. Значит, 150 частей получиться в итоге не могло.
Ответ: нет, не могло.
1. Внимательно рассмотри рисунок, на котором изображён автобус на остановке. Крышка фары автобуса может быть изготовлена из пластика. Она отмечена на рисунке стрелкой с соответствующей надписью. Какие предметы или детали среди изображённых на рисунке могут быть сделаны из стекла, а какие — из металла? Укажи на рисунке стрелкой любой предмет (деталь) из стекла и любой предмет (деталь) из металла. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.
2. На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Изучи прогноз погоды на трое суток.
Выбери все верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запиши в строку ответа их номера.
1) В течение трёх суток осадков не ожидается.
2) Самой прохладной за трое суток ожидается ночь на вторник.
3) В четверг ветер с утра до вечера будет дуть в одном и том же направлении.
4) Влажность воздуха не изменится в ночь со среды на четверг.
3. Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.
Запиши название каждого материка в отведённое для этого поле.
Название материка А | Название материка Б |
4. Рассмотрите фотографии белого медведя, коалы, утконоса и рыси. Запиши название каждого из этих животных рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.
А) Белый медведь
Б) Коала
В) Утконос
Г) Рысь
1) Фотография 1
2) Фотография 2
3) Фотография 3
4) Фотография 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
5. Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.
На иллюстрации представлены фотографии кенгуру, пумы, северного оленя и утконоса. Запиши название каждого из этих животных рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.
Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие — на материке Б? Запиши в таблицу номера фотографий с изображением этих животных.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам без запятых и иных знаков препинания:
Материки | A | Б |
Животные |
6. Рассмотри изображение человека. Покажи стрелками и подпиши запястье, колено и лёгкое человека так, как показано на примере.
7. Составь два правила сохранения здоровья человека из приведённых частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.
А) Чтобы, загорая, не получить ожоги,
Б) Чтобы не попасть под машину,
1) старайся находиться в местах, защищённых крышей.
2) не играй в мяч вблизи проезжей части.
3) чаще меняй положение тела, чтобы солнце светило на него с разных сторон.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б |
8. Сравни условия движения шариков по наклонным поверхностям в описанном опыте.
Длина наклонных поверхностей: одинаковая / различная
Угол наклона поверхностей:одинаковый / различный
Размер шариков: одинаковый / различный
Длина поверхностей: | Угол наклона: | Размер шариков: |
Павел решил провести наблюдения за движением стальных шариков по наклонной поверхности. Он взял две доски длиной по 50 см и установил их на площадке под разным углом к земле. Затем Павел взял два одинаковых стальных шарика, отметил на каждой доске точку «Старт» на одинаковом расстоянии от верхней части доски и стал одновременно пускать шарики по каждой из досок с этой точки.
9. Какие измерения и сравнения надо проводить Павлу, чтобы определить, как влияет угол наклона поверхности на расстояние, которое преодолевают шарики?
10. Если бы Павел захотел выяснить, влияет ли вес шарика на расстояние, которое он преодолеет, с помощью какого опыта он мог бы это сделать? Опиши этот опыт.
11. Какой из этих знаков относится к знакам безопасности на воде?
Какое правило отражает этот знак?
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках, и ответь на вопросы.
12. Какие правила отражают два других знака? Запиши ответы в таблицу.
ЗНАК | ПРАВИЛО |
---|---|
13. На фотографиях изображены люди разных профессий за работой. Выбери ОДНУ из фотографий и запиши букву, под которой она приведена. Представитель какой профессии изображён на выбранной фотографии? Какую работу выполняют люди этой профессии? Какие материалы / какое оборудование используют представители этой профессии в работе?
14. 20 апреля у дедушки Лены день рождения. В этот день Лена с родителями всегда приезжают в гости к дедушке и бабушке.
Обведи эту дату в календаре.
Запиши, на какой день недели приходится эта дата в 2020 году.
Как ты думаешь, почему для ребёнка полезно общение с пожилыми людьми (бабушками и дедушками)? (Напиши ответ объёмом до пяти предложений.)
15. 10.1. Запиши название региона: республики, или области, или края, или автономного округа, в котором ты живёшь.
10.2. Чем наиболее известен твой регион?
Как называется главный город твоего региона? Какие растения встречаются в природе твоего региона (укажи не менее трёх растений)? Опиши одно любое из этих растений. Как это растение используется людьми?
ОТВЕТЫ
1. Внимательно рассмотри рисунок, на котором изображён автобус на остановке. Крышка фары автобуса может быть изготовлена из пластика. Она отмечена на рисунке стрелкой с соответствующей надписью. Какие предметы или детали среди изображённых на рисунке могут быть сделаны из стекла, а какие — из металла? Укажи на рисунке стрелкой любой предмет (деталь) из стекла и любой предмет (деталь) из металла. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.
Пояснение. Ответ:
В качестве правильного ответа должно быть засчитано указание на рисунке любых других предметов (деталей), если они могут быть сделаны из соответствующих материалов. При оценивании засчитывается только указание предмета (детали) с подписью соответствующего материала, из которого предмет (деталь) сделан(-а).
2. На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Изучи прогноз погоды на трое суток.
Выбери все верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запиши в строку ответа их номера.
1) В течение трёх суток осадков не ожидается.
2) Самой прохладной за трое суток ожидается ночь на вторник.
3) В четверг ветер с утра до вечера будет дуть в одном и том же направлении.
4) Влажность воздуха не изменится в ночь со среды на четверг.
Пояснение. Для выбора правильного ответа анализируем каждое предложение.
1. В течение трёх суток осадков не ожидается.
Находим строку «Облачность и атмосферные осадки» — смотрим символы во всех трёх колонках — видим символы «луна» и «солнце» на протяжении всех трех дней, следовательно, погода будет без осадков.
Вывод: предложение верное.
2. Самой прохладной за трое суток ожидается ночь на вторник.
Находим строку «температура воздуха» — сравниваем значения ночью каждого из дней — в среду температура −14 °C, что ниже, чем в остальные дни.
Вывод: предложение верное.
3. В четверг ветер с утра до вечера будет дуть в одном и том же направлении.
Находим строку «ветер» — переходим в третью колонку «четверг» — утром направление ветра меняется с южного на юго-восточное, а потом обратно.
Вывод: предложение неверное.
4. Влажность воздуха не изменится в ночь со среды на четверг.
Находим строку «Влажность воздуха» — сравниваем значения вечером среды и ночью четверга — влажность меняется с 68% до 75%.
Вывод: предложение неверное.
Ответ: 12.
3. Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.
Запиши название каждого материка в отведённое для этого поле.
Название материка А | Название материка Б |
Пояснение. Рассмотрим внимательно карту и определим материки, которые на ней отмечены.
Ответ: А — Северная Америка; Б — Австралия.
4. Рассмотрите фотографии белого медведя, коалы, утконоса и рыси. Запиши название каждого из этих животных рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.
А) Белый медведь
Б) Коала
В) Утконос
Г) Рысь
1) Фотография 1
2) Фотография 2
3) Фотография 3
4) Фотография 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Пояснение. А) Белый медведь — 2; Б) Коала — 3; В) Утконос — 4; Г) Рысьсова — 1.
Ответ: 2341.
5. Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.
На иллюстрации представлены фотографии кенгуру, пумы, северного оленя и утконоса. Запиши название каждого из этих животных рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.
Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие — на материке Б? Запиши в таблицу номера фотографий с изображением этих животных.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам без запятых и иных знаков препинания:
Материки | A | Б |
Животные |
Пояснение. А — 3 и 4. Пума и Северный олень в естественной среде обитают в Северной Америке.
Б — 1 и 2. Кенгуру и утконос обитают в Австралии.
Ответ: А —34, Б — 12.
6. Рассмотри изображение человека. Покажи стрелками и подпиши запястье, колено и лёгкое человека так, как показано на примере.
Пояснение.
При оценивании засчитывается только указание части тела (органа) с соответствующей подписью. Для парных частей (органов) достаточно указать только одну из этих частей (органов).
7. Составь два правила сохранения здоровья человека из приведённых частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.
А) Чтобы, загорая, не получить ожоги,
Б) Чтобы не попасть под машину,
1) старайся находиться в местах, защищённых крышей.
2) не играй в мяч вблизи проезжей части.
3) чаще меняй положение тела, чтобы солнце светило на него с разных сторон.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б |
Пояснение. Для успешного выполнения данного задания нужно попробовать соединять начало и конец фразы А с 1 и 2 и с 3; затем Б с 1 и 2 и с 3; найти верно сформулированные правила.
А) Чтобы, загорая, не получить ожоги, 3) чаще меняй положение тела, чтобы солнце светило на него с разных сторон.
Б) Чтобы не попасть под машину, 2) не играй в мяч вблизи проезжей части.
Ответ: 32.
8. Сравни условия движения шариков по наклонным поверхностям в описанном опыте.
Длина наклонных поверхностей: одинаковая / различная
Угол наклона поверхностей:одинаковый / различный
Размер шариков: одинаковый / различный
Длина поверхностей: | Угол наклона: | Размер шариков: |
Павел решил провести наблюдения за движением стальных шариков по наклонной поверхности. Он взял две доски длиной по 50 см и установил их на площадке под разным углом к земле. Затем Павел взял два одинаковых стальных шарика, отметил на каждой доске точку «Старт» на одинаковом расстоянии от верхней части доски и стал одновременно пускать шарики по каждой из досок с этой точки.
Пояснение. Павел взял две доски длиной по 50 см и установил их на площадке под разным углом к земле. Затем Павел взял два одинаковых стальных шарика, отметил на каждой доске точку «Старт» на одинаковом расстоянии от верхней части доски и стал одновременно пускать шарики по каждой из досок с этой точки.
Ответ: длина наклонных поверхностей одинаковая; угол наклона поверхностей различный; размер шариков одинаковый.
9. Какие измерения и сравнения надо проводить Павлу, чтобы определить, как влияет угол наклона поверхности на расстояние, которое преодолевают шарики?
Пояснение. Надо измерить расстояние, которое преодолевает каждый из шариков, и сравнить полученные величины.
10. Если бы Павел захотел выяснить, влияет ли вес шарика на расстояние, которое он преодолеет, с помощью какого опыта он мог бы это сделать? Опиши этот опыт.
Пояснение. В ответе может быть дано такое описание опыта. Нужно взять два стальных шарика разного веса. Установить под углом к земле доску и поочерёдно пускать по ней шарики. Измерять расстояние, которое преодолевает каждый шарик, и сравнивать полученные величины.
11. Какой из этих знаков относится к знакам безопасности на воде?
Какое правило отражает этот знак?
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках, и ответь на вопросы.
Пояснение. 1. Знак: В.
2. Правило: Здесь запрещается прыгать в воду с берега.
12. Какие правила отражают два других знака? Запиши ответы в таблицу.
ЗНАК | ПРАВИЛО |
---|---|
Пояснение. Б — Въезд запрещён.
В — Запрещается ловить рыбу.
13. На фотографиях изображены люди разных профессий за работой. Выбери ОДНУ из фотографий и запиши букву, под которой она приведена. Представитель какой профессии изображён на выбранной фотографии? Какую работу выполняют люди этой профессии? Какие материалы / какое оборудование используют представители этой профессии в работе?
Пояснение. Рассмотрим внимательно картинки и вспомним, с какими профессиями они связаны.
На первой фотографии изображены школьный учитель. Учитель учит детей.
На второй фотографии изображен пекарь. Пекарь печёт хлебобулочные изделия.
На третьей фотографии изображен строитель. Строитель строит здания.
14. 20 апреля у дедушки Лены день рождения. В этот день Лена с родителями всегда приезжают в гости к дедушке и бабушке.
Обведи эту дату в календаре.
Запиши, на какой день недели приходится эта дата в 2020 году.
Как ты думаешь, почему для ребёнка полезно общение с пожилыми людьми (бабушками и дедушками)? (Напиши ответ объёмом до пяти предложений.)
Пояснение.
День рождения дедушки Лены в 2020 году приходится на понедельник.
Общение с пожилыми людьми полезно для ребёнка, потому что это источник опыта прожитых лет разных людей. Из такого общения можно получить, как житейский опыт об устройстве мира и быте, так и узнать взгляд со стороны на историю и развитие общества в прошлом.
15. 10.1. Запиши название региона: республики, или области, или края, или автономного округа, в котором ты живёшь.
10.2. Чем наиболее известен твой регион?
Как называется главный город твоего региона? Какие растения встречаются в природе твоего региона (укажи не менее трёх растений)? Опиши одно любое из этих растений. Как это растение используется людьми?
Пояснение. Пример:
10.1. Челябинск
10.2. Подумай и напиши ответ самостоятельно ............................