четверг, 11 января 2024 г.

 ГОТОВИМСЯ К ВПР 

русский язык

Диктант (плеер)

1.  Запиши текст под диктовку.

Текст диктанта

Поднялась большая и тёмная туча, накрыла солнце. Прошумел по лесным макушкам сильный ветер. Закачались деревья. Закружились над тропинкой листья. Змейкой сверкнула на небе молния. Капля за каплей хлынул тёплый дождь.

После проливного дождя в лесу сильно пахнет грибами. В траве у тропинки прячутся крепкие боровики, мокрые сыроежки, маслята. Между белыми стволами берёз толпятся молодые подберёзовики.

Дальше манит в свою гущу частый ельник. Здесь радуют глаз душистые грузди и подосиновики с нарядной красной шляпой. А на полянках показались рыжики и золотые лисички. (81 слово)

2.  Найди во 2-м абзаце текста предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.

3.  Выпиши из текста 6-е предложение.

 

1)  Подчеркни главные члены.

2)  Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

4.  Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

Статуя, магазин, взяла, повторит.

5.  В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово.

В жаркий полдень солнце раскаляет песок.

6.  Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста

(1)Лёшка, мальчик лет десяти, очень ждал заветного выходного дня. (2)Ведь каждый раз в осеннем лесу с радостью открываешь для себя что-то новое.

(3)Сегодня Лёшка увидел большой, с футбольный мяч, ком кленовых листьев. (4)Сам по себе ком этот не был для Лёшки каким-то чудом. (5)В городе на бульварах и во дворах мальчик видел не только комья, но и целые ворохи листьев. (6)Его поразило другое. (7)Ком этот двигался по земле, причём не катился, а перемещался на невидимых ножках. (8)Изумлённый Лёшка осторожно подошёл к живому кому, а тот вдруг развернулся и побежал от него прочь. (9)Да так быстро! (10)Лёшка  — за ним, а ком внезапно остановился; он подозрительно фыркнул и грозно запыхтел. (11)В испуге Лёшка шарахнулся назад  — подумал, что перед ним змея, вот и испугался.

(12)Дед, наблюдавший за всем со стороны, подошёл не спеша, с улыбкой наклонился над комом и тронул его рукой. (13)Удивительный ком быстро метнулся в густой малинник и застрял между веток. (14)А из кома выскользнуло что-то серое. (15)Лёшка разглядел в нём большущего ежа. (16)Заботливый зверёк насадил листья на иголки. (17)Видимо, готовил себе тёплую квартиру на зиму.

 

(По А. Баркову)

7.  Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

8.  Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

9.  Как ты понимаешь значение слова «ворох» из 5-го предложения? Запиши своё объяснение.

10.  Замени слово «поразило» (из 6-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.

11.  В 7-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

12.  Выпиши из 16-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

13.  Выпиши из 13-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

14.  Выпиши из 11-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.

15.  Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Одной рукой узла не завяжешь.


ОТВЕТЫ:

1.  Запиши текст под диктовку.

Текст диктанта

Поднялась большая и тёмная туча, накрыла солнце. Прошумел по лесным макушкам сильный ветер. Закачались деревья. Закружились над тропинкой листья. Змейкой сверкнула на небе молния. Капля за каплей хлынул тёплый дождь.

После проливного дождя в лесу сильно пахнет грибами. В траве у тропинки прячутся крепкие боровики, мокрые сыроежки, маслята. Между белыми стволами берёз толпятся молодые подберёзовики.

Дальше манит в свою гущу частый ельник. Здесь радуют глаз душистые грузди и подосиновики с нарядной красной шляпой. А на полянках показались рыжики и золотые лисички. (81 слово)

Расшифровка записи

Поднялась большая и тёмная туча, накрыла солнце. Прошумел по лесным макушкам сильный ветер. Закачались деревья. Закружились над тропинкой листья. Змейкой сверкнула на небе молния. Капля за каплей хлынул тёплый дождь.

После проливного дождя в лесу сильно пахнет грибами. В траве у тропинки прячутся крепкие боровики, мокрые сыроежки, маслята. Между белыми стволами берёз толпятся молодые подберёзовики.

Дальше манит в свою гущу частый ельник. Здесь радуют глаз душистые грузди и подосиновики с нарядной красной шляпой. А на полянках показались рыжики и золотые лисички. (81 слово)

Пояснение. Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов.

Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка.

Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл.

2.  Найди во 2-м абзаце текста предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.

Пояснение.

В траве у тропинки прячутся крепкие боровики, мокрые сыроежки, маслята.

3.  Выпиши из текста 6-е предложение.

 

1)  Подчеркни главные члены.

2)  Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Пояснение.

сущ.Капля предл.за     сущ.каплей глаг.хлынул прил.тёплый сущ.дождь.

4.  Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

Статуя, магазин, взяла, повторит.

Пояснение.

Ста́туя, магази́н, взяла́, повтори́т.

5.  В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово.

В жаркий полдень солнце раскаляет песок.

Пояснение. В слове «песок» все согласные звуки глухие: [п], [с], [к].

 

Ответ: песок.

6.  Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста

(1)Лёшка, мальчик лет десяти, очень ждал заветного выходного дня. (2)Ведь каждый раз в осеннем лесу с радостью открываешь для себя что-то новое.

(3)Сегодня Лёшка увидел большой, с футбольный мяч, ком кленовых листьев. (4)Сам по себе ком этот не был для Лёшки каким-то чудом. (5)В городе на бульварах и во дворах мальчик видел не только комья, но и целые ворохи листьев. (6)Его поразило другое. (7)Ком этот двигался по земле, причём не катился, а перемещался на невидимых ножках. (8)Изумлённый Лёшка осторожно подошёл к живому кому, а тот вдруг развернулся и побежал от него прочь. (9)Да так быстро! (10)Лёшка  — за ним, а ком внезапно остановился; он подозрительно фыркнул и грозно запыхтел. (11)В испуге Лёшка шарахнулся назад  — подумал, что перед ним змея, вот и испугался.

(12)Дед, наблюдавший за всем со стороны, подошёл не спеша, с улыбкой наклонился над комом и тронул его рукой. (13)Удивительный ком быстро метнулся в густой малинник и застрял между веток. (14)А из кома выскользнуло что-то серое. (15)Лёшка разглядел в нём большущего ежа. (16)Заботливый зверёк насадил листья на иголки. (17)Видимо, готовил себе тёплую квартиру на зиму.

 

(По А. Баркову)

Пояснение. В осеннем лесу всё время открываешь для себя много интересного.

7.  Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

Пояснение. 1.  В осеннем лесу открываешь много интересного.

2.  Живой комок листьев.

3.  Подготовка ёжика к зиме.

8.  Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Пояснение. Почему Лёшка с нетерпением ждал выходного дня?

Что поразило мальчика в коме кленовых листьев?

Чего испугался Лёшка?

Как раскрылась тайна живого кома листьев?

9.  Как ты понимаешь значение слова «ворох» из 5-го предложения? Запиши своё объяснение.

Пояснение. Ворох  — это куча, груда.

10.  Замени слово «поразило» (из 6-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.

Пояснение. Поразило  — удивило, изумило.

11.  В 7-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

Пояснение.

нож
к
ах

12.  Выпиши из 16-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

Пояснение. зверёк  — м. р., 2-е скл., ед. ч., им. п.;

листья  — м. р., 2-е скл., мн. ч., вин. п.;

(на) иголки  — ж. р., 1-е скл., мн. ч., вин. п.

13.  Выпиши из 13-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

Пояснение. удивительный (ком)  — ед. ч., м. р., им. п.;

(в) густой (малинник)  — ед. ч., м. р., вин. п.

14.  Выпиши из 11-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.

Пояснение. Шарахнулся, подумал, испугался.

15.  Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение Одной рукой узла не завяжешь.

Пояснение. Выражение Одной рукой узла не завяжешь будет уместно в ситуации, когда на прогулке дети решили попрыгать в скакалки, но скакалки были перепутаны.

Девочки все вместе взялись за дело, быстро распутали скакалки, и все ребята успели попрыгать.

вариант 7


МАТЕМАТИКА

Вариант 9

1.  Найдите значение выражения 116 минус 35.

2.  Найди значение выражения 2 · 18 + 36 : 3.

3.  Рассмотри рисунок и ответь на вопрос: сколько рублей нужно будет заплатить, если купить одну пачку овсяных хлопьев и четыре пачки манки?

 

Запиши решение и ответ.

4.  На рисунке показан календарь на сентябрь 2009 года. Каким днём недели в 2009 году было 8 октября? Ответ приведите в именительном падеже.

5.  На клетчатой бумаге нарисована фигура. Сторона клетки равна 1 см.

Найди периметр этой фигуры. Ответ дай в сантиметрах.

В ответе писать единицы измерения не нужно.

6.  На клетчатой бумаге нарисована фигура. Сторона клетки равна 1 см.

Нарисуй по клеточкам квадрат, периметр которого равен периметру этой фигуры.

7.  Среди школьников провели опрос «Твой любимый вид спорта». Результаты опроса показаны в таблице. Ответь на вопросы.

КлассБег на конькахГимнастикаВелогонкиФутбол
6-й класс3578
7-й класс8632
8-й класс5945

 

В каком классе больше всего школьники любят бег на коньках?

8.  Среди школьников провели опрос «Твой любимый вид спорта». Результаты опроса показаны в таблице. Ответь на вопросы.

КлассБег на конькахГимнастикаВелогонкиФутбол
6-й класс3578
7-й класс8632
8-й класс5945

 

Сколько всего школьников этих классов назвали своим любимым видом спорта велогонки?

9.  Найди значение выражения (2089 − 1903) : 3 + 236.

10.  В коробки разложили 7 кг печенья. В большую коробку помещается 700 г, а в маленькую  — 400 г печенья. Было использовано 6 больших коробок. Сколько потребовалось маленьких коробок?

11.  У Вали есть конфеты: 6 апельсиновых, 7 клубничных, 6 лимонных и 5 вишнёвых. Валя хочет разложить все конфеты в несколько пакетиков так, чтобы ни в одном пакетике не было двух одинаковых конфет и чтобы во всех пакетиках конфет было одинаковое количество.

Какое самое маленькое количество пакетиков сможет собрать Валя?

12.  У Вали есть конфеты: 6 апельсиновых, 7 клубничных, 6 лимонных и 5 вишнёвых. Валя хочет разложить все конфеты в несколько пакетиков так, чтобы ни в одном пакетике не было двух одинаковых конфет и чтобы во всех пакетиках конфет было одинаковое количество.

Валя разложила все конфеты в восемь пакетиков, причём конфет во всех пакетиках одинаковое количество и ни в одном пакетике нет двух одинаковых конфет. Сколько у неё получилось пакетиков, в которых есть и апельсиновая, и клубничная, и лимонная конфета?

13.  Вера написала сочинение «Наш городок».

 

Наш городок стоит на берегу реки Уйша. Главная дорога нашего городка  — Смольное шоссе. Оно проходит по мосту над Уйшей. Я раньше думала, что Смольное шоссе идёт к нам от Смольного дворца в Санкт-Петербурге. Оказывается, Смольный дворец ни при чём. Давным-давно в нашем городе заготавливали сосновую смолу и возили её на телегах. Смола иногда проливалась, получилась Смоляная дорога. Потом она стала Смольной, а позже её заасфальтировали, и теперь это Смольное шоссе.

Вдоль Берега Уйши идёт Тихая набережная, по которой иногда ездят автомобили, но чаще она действительно тихая. Летом мы ходим туда купаться. Если встать на набережной спиной к реке, то справа будет мост, а прямо перед тобой две улицы, которые расходятся в стороны. Слева  — Льняная улица, а справа  — Лоточная улица. Это всё старые названия. Между Льняной и Лоточной  — городской парк. Он маленький, там деревья, узкие тропинки и скамейки. За парком идёт улица Мельничная. Она пересекает Смольное шоссе, Лоточную и Льняную улицы и потом кончается. Ещё есть маленький Рыбный переулок, он ведёт от Тихой набережной к Льняной улице. Как раз в Рыбном переулке мой дом.

 

Прочти сочинение и рассмотри план. Пользуясь описанием, которое дала Вера, надпиши названия всех улиц, набережной, шоссе и переулка на плане.

14.  На рисунке изображён штамп. Что будет отпечатано на бумаге при использовании этого штампа?

 

15.  Бабушке 51 год, а внуку один год. Через сколько лет бабушка будет в 3 раза старше внука? Запиши решение и ответ.


ОТВЕТЫ:

1.  Найдите значение выражения 116 минус 35.

Решение. Найдем значение выражения:

116 минус 35=81.

Ответ: 81.

Ответ: 81

2.  Найди значение выражения 2 · 18 + 36 : 3.

Решение. Найдем значение выражения:

2 умножить на 18 плюс 36 : 3=36 плюс 12=48.

Ответ: 48.

Ответ: 48

3.  Рассмотри рисунок и ответь на вопрос: сколько рублей нужно будет заплатить, если купить одну пачку овсяных хлопьев и четыре пачки манки?

 

Запиши решение и ответ.

Решение. Вычислим: 25 · 4 + 26 = 126 (руб.).

 

Ответ: 126 руб.

Ответ: 126 руб.

4.  На рисунке показан календарь на сентябрь 2009 года. Каким днём недели в 2009 году было 8 октября? Ответ приведите в именительном падеже.

Решение. Заметим, что первое октября будет четвергом. Значит, второе октября  — это пятница, третье октября  — суббота, четвёртое октября  — воскресенье, пятое октября  — понедельник, шестое октября  — вторник, седьмое октября  — среда, восьмое октября  — четверг. Таким образом, 8 октября в 2009 году  — это четверг.

 

Ответ: четверг.

Ответ: четверг

5.  На клетчатой бумаге нарисована фигура. Сторона клетки равна 1 см.

Найди периметр этой фигуры. Ответ дай в сантиметрах.

В ответе писать единицы измерения не нужно.

Решение. На рисунке можно увидеть, что периметр искомой фигуры равен: 6 + 3 + 2 + 3 + 2 + 3 + 2 + 3  =  24.

 

Ответ: 24.

Ответ: 24

6.  На клетчатой бумаге нарисована фигура. Сторона клетки равна 1 см.

Нарисуй по клеточкам квадрат, периметр которого равен периметру этой фигуры.

Решение. На рисунке можно увидеть, что периметр искомой фигуры равен: 6 + 3 + 2 + 3 + 2 + 3 + 2 + 3  =  24.

Должно быть зачтено любое решение, удовлетворяющее условию. 

7.  Среди школьников провели опрос «Твой любимый вид спорта». Результаты опроса показаны в таблице. Ответь на вопросы.

КлассБег на конькахГимнастикаВелогонкиФутбол
6-й класс3578
7-й класс8632
8-й класс5945

 

В каком классе больше всего школьники любят бег на коньках?

Решение. Из таблицы видно, что в 7-м классе больше всего школьников любят бег на коньках.

 

Ответ: 7.

Ответ: 7

8.  Среди школьников провели опрос «Твой любимый вид спорта». Результаты опроса показаны в таблице. Ответь на вопросы.

КлассБег на конькахГимнастикаВелогонкиФутбол
6-й класс3578
7-й класс8632
8-й класс5945

 

Сколько всего школьников этих классов назвали своим любимым видом спорта велогонки?

Решение. Сложим баллы участников опроса, которые назвали своим любимым видом спорта велогонки:

7 плюс 3 плюс 4=14.

Ответ: 14.

Ответ: 14

9.  Найди значение выражения (2089 − 1903) : 3 + 236.

Решение. Найдем значение выражения:

 левая круглая скобка 2089 минус 1903 правая круглая скобка :3 плюс 236=186:3 плюс 236=62 плюс 236=298.

Ответ: 298.

Ответ: 298

10.  В коробки разложили 7 кг печенья. В большую коробку помещается 700 г, а в маленькую  — 400 г печенья. Было использовано 6 больших коробок. Сколько потребовалось маленьких коробок?

Решение. В большие коробки поместили 700 · 6  =  4200 г печенья.

Всего потребовалось маленьких коробок (7000 − 4200) : 400  =  7 коробок.

 

Допускается другая последовательность действий, обоснованно приводящая к верному ответу.

 

Ответ: 7 коробок.

Ответ: 7 коробок.

11.  У Вали есть конфеты: 6 апельсиновых, 7 клубничных, 6 лимонных и 5 вишнёвых. Валя хочет разложить все конфеты в несколько пакетиков так, чтобы ни в одном пакетике не было двух одинаковых конфет и чтобы во всех пакетиках конфет было одинаковое количество.

Какое самое маленькое количество пакетиков сможет собрать Валя?

Решение. Всего у Вали 24 конфеты. Так как в каждом пакетике количество конфет должно быть одинаковое, оно должно быть делителем 24: 24, 12, 8, 6, 4, 3, 2, 1. Чтобы в одном пакетике не было двух одинаковых конфет, нужно брать 7 пакетиков и больше. Ближайшим делитель к 7 будет 8.

 

Ответ: 8.

Ответ: 8

12.  У Вали есть конфеты: 6 апельсиновых, 7 клубничных, 6 лимонных и 5 вишнёвых. Валя хочет разложить все конфеты в несколько пакетиков так, чтобы ни в одном пакетике не было двух одинаковых конфет и чтобы во всех пакетиках конфет было одинаковое количество.

Валя разложила все конфеты в восемь пакетиков, причём конфет во всех пакетиках одинаковое количество и ни в одном пакетике нет двух одинаковых конфет. Сколько у неё получилось пакетиков, в которых есть и апельсиновая, и клубничная, и лимонная конфета?

Решение. Всего у Вали 24 конфеты. Так как они лежат в 8 пакетиках, то в одном пакетике по 3 конфеты. Поэтому, в 5 пакетиках есть вишнёвая конфета. Следовательно, в 8 − 5 = 3 пакетиках есть апельсиновая, и клубничная, и лимонная конфета.

 

Ответ: 3.

Ответ: 3

13.  Вера написала сочинение «Наш городок».

 

Наш городок стоит на берегу реки Уйша. Главная дорога нашего городка  — Смольное шоссе. Оно проходит по мосту над Уйшей. Я раньше думала, что Смольное шоссе идёт к нам от Смольного дворца в Санкт-Петербурге. Оказывается, Смольный дворец ни при чём. Давным-давно в нашем городе заготавливали сосновую смолу и возили её на телегах. Смола иногда проливалась, получилась Смоляная дорога. Потом она стала Смольной, а позже её заасфальтировали, и теперь это Смольное шоссе.

Вдоль Берега Уйши идёт Тихая набережная, по которой иногда ездят автомобили, но чаще она действительно тихая. Летом мы ходим туда купаться. Если встать на набережной спиной к реке, то справа будет мост, а прямо перед тобой две улицы, которые расходятся в стороны. Слева  — Льняная улица, а справа  — Лоточная улица. Это всё старые названия. Между Льняной и Лоточной  — городской парк. Он маленький, там деревья, узкие тропинки и скамейки. За парком идёт улица Мельничная. Она пересекает Смольное шоссе, Лоточную и Льняную улицы и потом кончается. Ещё есть маленький Рыбный переулок, он ведёт от Тихой набережной к Льняной улице. Как раз в Рыбном переулке мой дом.

 

Прочти сочинение и рассмотри план. Пользуясь описанием, которое дала Вера, надпиши названия всех улиц, набережной, шоссе и переулка на плане.

Решение.

14.  На рисунке изображён штамп. Что будет отпечатано на бумаге при использовании этого штампа?

 

Решение. Ответ: ПОЛУЧЕНО (или Получено, или получено).

Ответ: ПОЛУЧЕНО (или Получено, или получено).

15.  Бабушке 51 год, а внуку один год. Через сколько лет бабушка будет в 3 раза старше внука? Запиши решение и ответ.

Решение. Бабушка старше внука на: 51 − 1 = 50 лет. Когда бабушка будет втрое старше внука, она всё равно будет старше

его на 50 лет. Но быть втрое старше внука  — значит, быть старше на два его возраста. Значит, внуку будет при этом: 50 : 2 = 25 лет. Так как сейчас ему один год, то это случится через 24 года.

 

Ответ: 24 года.

Ответ: 24 года.


Окружающий мир

Вариант 8

ОТВЕТЫ:

1.  Рассмотри рисунок, на котором изображён продовольственный магазин. Упаковочный пакет сделан из бумаги. Он отмечен на рисунке стрелкой с соответствующей надписью.

Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (любую деталь) из стекла и любой предмет (любую деталь) из металла. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.

Пояснение.

В качестве правильного ответа должно быть засчитано указание на рисунке любых других предметов (деталей), если они могут быть сделаны из соответствующих материалов.

При оценивании засчитывается только указание предмета (детали) с подписью соответствующего материала, из которого предмет (деталь) сделан(а).

 

Как пример изделия из металла можно указать продуктовую тележку, а из стекла  — витрину.

2.  На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Изучи прогноз погоды на трое суток по приведённой ниже таблице.

 

Выбери верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запиши в строку ответа их номера.

 

1)  В среду ожидаются ливни и грозы.

2)  Во вторник воздух прогреется до 30 °C.

3)  В течение трёх суток западный ветер будет преобладающим.

4)  В четверг влажность воздуха будет не ниже 49%.

Пояснение. Для выбора правильного ответа анализируем каждое предложение.

1)   В среду ожидаются ливни и грозы.

— находим строку «Облачность и атмосферные осадки»  — переходим в колонку «среда». Грозы ожидаются утром и днём.

Вывод: предложение верное.

 

2)  Во вторник воздух прогреется до 30 °C.

— находим строку «Температура воздуха»  — переходим в колонку «вторник». Во вторник температура не поднимется выше 23.

Вывод: предложение неверное.

 

3)  В течение трёх суток южный ветер будет преобладающим.

— находим строку «Направление ветра»  — сравниваем направления ветра трёх дней  — в течение трёх суток южный ветер будет преобладающим.

Вывод: предложение неверное.

 

4)  В четверг влажность воздуха будет не ниже 49%.

— находим строку «Влажность воздуха»  — переходим в третью колонку «четверг». Влажность в четверг опустится до 49%.

Вывод: предложение верное.

 

Ответ: 14.

Ответ: 14

3.  Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Карта составлена по состоянию на 01.01.2023

Запиши название каждого материка в отведённое для этого поле.

 

Название материка АНазвание материка Б

Пояснение. Рассмотрим внимательно карту и определим материки, которые на ней отмечены:

А  — Австралия, Б  — Северная Америка.

 

Ответ: А  — Австралия, Б  — Северная Америка.

Ответ: Австралия&Северная Америка

4.  Рассмотрите фотографии эвкалиптa, коалы, клюквы и волка. Запиши название каждого из этих животных и растений рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.

1)

2)

3)

4)

 

ЖИВОТНЫЕ

А)  Эвкалипт

Б)  Коала

В)  Клюква

Г)  Волк

ФОТОГРАФИИ

1)  Фотография 1

2)  Фотография 2

3)  Фотография 3

4)  Фотография 4

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ

Пояснение. На первой фотографии изображена клюква; на второй  — волк; на третьей  — эвкалипт; на четвертой  — коала.

 

Ответ: 3412.

Ответ: 3&4&1&2

5.  Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Карта составлена по состоянию на 01.01.2023

На иллюстрации представлены фотографии эвкалиптa, коалы, клюквы и волка.

1)

2)

3)

4)

Какие из этих растений произрастают и какие животные обитают в естественной среде (не в ботаническом саду или зоопарке) на материке А, а какие  — на материке Б? Запиши номера фотографий с изображением этих растений и животных в таблицу под соответствующими буквами.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

МатерикиAБ
Организмы

Пояснение. Вспомним, на каком материке обитают данные растения или животные:

Эвкалипт  (3) и коала  (4)  — Австралия  (А).

Клюква  (1) и волк  (2)  — Северная Америка  (Б).

А  — 34, Б  — 12.

 

Ответ: А  — 34 или 43, Б  — 12 или 21.

Ответ: 34&12|43&12|34&21|43&21

6.  Рассмотри изображение человека. Покажи стрелками и подпиши голень, плечо и лёгкое человека так, как показано на примере.

Пояснение.

При оценивании засчитывается только указание части тела (органа) с соответствующей подписью. Для парных частей (органов) достаточно указать только одну из этих частей (органов).

7.  Составь два правила сохранения здоровья человека из приведённых частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.

НАЧАЛО ФРАЗЫ

А)   Чтобы не потеряться и не заблудиться в лесу,

Б)  Чтобы не получить удар током,

ПРОДОЛЖЕНИЕ ФРАЗЫ

1)  не трогай руками электрические розетки.

2)  надень непромокаемую обувь.

3)  не ходи туда без сопровождения взрослых.

Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Начало фразыAБ
Продолжение фразы

Пояснение. Для успешного выполнения данного задания нужно попробовать соединять начало и конец фразы А с 1 и 2 и с 3; затем Б с 1 и 2 и с 3; найти верно сформулированные правила.

А)  Чтобы не потеряться и не заблудиться в лесу, 3) не ходи туда без сопровождения взрослых.

Б)  Чтобы не получить удар током, 1) не трогай руками электрические розетки.

 

Ответ: 31.

Ответ: 3&1

8.  Сравни условия фильтрации веществ в описанном опыте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.

 

Исследуемые вещества: одинаковые / различные

Толщина фильтров: одинаковая / различная

Температура воды в колбах: одинаковая / различная

 

Исследуемые вещества:Толщина фильтров:Температура воды в колбах:

Алина решила на опытах выяснить, какие вещества можно отфильтровать из воды с помощью обычной фильтровальной бумаги. Для одного из таких опытов она изготовила два фильтра из бумаги одинаковой толщины, положила их в воронки и вставила воронки в стаканы. Затем она взяла две колбы, налила в них одинаковое количество холодной воды. В одну колбу она насыпала чайную ложку соли, а в другую  — чайную ложку речного песка, тщательно взболтала и вылила содержимое в воронки с фильтрами. В стаканах, в которые были вставлены воронки с фильтрами, вода оказалась прозрачной. При этом фильтр, через который Алина вылила воду с солью, был чистым, а на другом фильтре остался песок.

Пояснение. Алина решила на опытах выяснить, какие вещества можно отфильтровать из воды с помощью обычной фильтровальной бумаги. Для одного из таких опытов она изготовила два фильтра из бумаги одинаковой толщины, положила их в воронки и вставила воронки в стаканы. Затем она взяла две колбы, налила в них одинаковое количество холодной воды. В одну колбу она насыпала чайную ложку соли, а в другую  — чайную ложку речного песка, тщательно взболтала и вылила содержимое в воронки с фильтрами. В стаканах, в которые были вставлены воронки с фильтрами, вода оказалась прозрачной. При этом фильтр, через который Алина вылила воду с солью, был чистым, а на другом фильтре остался песок.

 

Ответ: Исследуемые вещества различные; толщина фильтров одинаковая; температура воды в колбах одинаковая.

Ответ: различные&одинаковая&одинаковая

9.  По результатам опыта сделай вывод о том, какое из исследуемых в опыте веществ можно отфильтровать с помощью обычной фильтровальной бумаги, а какое не фильтруется.

Пояснение. С помощью фильтровальной бумаги можно отфильтровать песок, а соль не фильтруется.

10.  Если бы Алина захотела выяснить, влияет ли температура воды на фильтрацию веществ, с помощью какого опыта она могла бы это сделать? Опиши этот опыт.

Пояснение. В ответе может быть дано такое описание опыта. Нужно изготовить два одинаковых фильтра, налить в колбы воду разной температуры: в одну колбу холодную воду, в другую – горячую, в колбах размешать одинаковое количество одного и того же вещества (например, по чайной ложке песка) и вылить содержимое колб в воронки. Затем проверить, осталось ли на фильтре исследуемое вещество.

11.  Какой из этих знаков можно встретить возле торгового центра?

Какое правило отражает этот знак?

Рассмотри знаки, изображённые на рисунках, и ответь на вопросы.

Пояснение. 1.  Б.

2.  Правило: следует соблюдать чистоту, бросать мусор только в урну.

 

Правило может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.

12.  Какие правила отражают два других знака? Запиши ответы в таблицу.

 

ЗНАКПРАВИЛО

Пояснение. А.  Внимание! Впереди железнодорожный переезд без шлагбаума.

В.  Запрещается рвать цветы.

 

Правила могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

13.  На фотографиях изображены предметы, с которыми работают представители разных профессий. Выбери ОДНУ из фотографий и запиши букву, которой она обозначена.

Представители какой профессии работают с изображёнными на выбранной фотографии предметами? Если ты знаешь много профессий, представители которых работают с выбранным(-и) тобой предметом(-ами), назови любую из них. Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу?

А)

Б)

В)

Пояснение. Рассмотрим внимательно картинки и вспомним, с какими профессиями они связаны.

 

На картинке А изображены каска, кирпичи и шпатель. Они нужны строителю. Он возводит здания, занимается ремонтом и реконструкцией различных сооружений.

На картинке Б изображены микроскоп, колбы и пробирки. Эти предметы нужны ученому, с их помощью он совершает научные открытия, проводит исследования.

На картинке В изображен аккордеон. На нём играет музыкант. Он создает и исполняет музыкальные произведения, играет на разных музыкальных инструментах.

14.  1 мая в нашей стране отмечается Праздник Весны и Труда.

Обведи эту дату в календаре. Запиши, на какой день недели приходится эта дата в 2020 году. Как ты думаешь, почему важно, чтобы человек был трудолюбивым? (Напиши ответ объёмом до пяти предложений.)

Пояснение. В 2020 году День Весны и Труда выпадает на пятницу.

 

Важно, чтобы человек был трудолюбивым, чтобы достигать целей.

15.  10.1. Запиши название региона: республики, или области, или края, или города, или автономного округа, в котором ты живёшь.

10.2. Каких сельскохозяйственных животных разводят в твоём регионе?

Как называется главный город твоего региона? Какие растения встречаются в природе твоего региона (укажи не менее трёх растений)? Опиши одно из этих растений. Как это растение используется людьми?

Пояснение. Пример:

10.1. .... область.

10.1. Свиней, овец, коз.

Главный город региона  — ....... На территории ..... области растут клён, гречиха и овёс. Из овса люди делают муку. Из гречихи делают крупу.