ГОТОВИМСЯ К ВПР
вариант 6
Диктант (плеер)
1. Запиши текст под диктовку.
Большая туча плывёт над полем и рекою. Согретый солнцем воздух словно застыл. В траве стрекочут кузнечики. Они словно пытаются подчеркнуть предгрозовую тишину. Ярко сверкнула молния. Послышался первый далёкий звук грома. От него в душе проснулись волнение и страх.
Крупные капли грузно падают на дорогу. Мы бежим от дождя в густой лес. Макушки деревьев грозно качаются над нами, уныло скрипят. Бушует гроза. Деревья трещат под напором ливня. Какой сильный дождь! Но за рекой уже синеет небо. И вдруг появляется разноцветная радуга.
(80 слов)
2. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
3. Выпиши из текста 9-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Шарфы, ждала, брала, магазин.
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово.
Снегири клюют семена еловых шишек.
6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
(1)Технический прогресс уже давно вошёл во все сферы нашей жизни, но по-прежнему рядом с человеком его верный друг и помощник — собака.
(2)В 1954 году в горах Австрии лавина застигла в пути 11 школьников и двоих учителей. (3)Овчарка Аякс работала 96 часов подряд. (4)Аякс скрёб когтями и разрывал плотно спрессованный снег, пока не свалился от изнеможения. (5)У собаки лапы были стёрты до кости и обморожены. (6)Спасатели отнесли Аякса в горную хижину, чтобы сделать ему перевязку, но самоотверженного пса нельзя было удержать под крышей. (7)Собака кидалась на запертую дверь хижины, пытаясь вырваться наружу. (8)В конце концов Аякса выпустили, и он стремглав помчался к месту снежного обвала. (9)Израненными лапами Аякс откопал первого человека, засыпанного лавиной. (10)Вскоре спасатели нашли и остальных.
(11)Свойства собачьего нюха близки к сверхъестественным: собака может распознать запах человека под двухметровым слоем снега. (12)Когда речь идёт о спасении человеческой жизни, счёт идёт на минуты. (13)Квадрат размерами 100 на 100 метров группа из 20 спасателей будет осматривать 4 часа, а собака потратит на это 20 минут. (14)Вот и получается, что четвероногие спасатели — незаменимы!
(По В. Круковеру)
7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
9. Как ты понимаешь значение слова «спасатель» («спасатели») из 10-го предложения? Запиши своё объяснение.
10. Замени слово «верный» из 1-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
11. В 8-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
12. Выпиши из 7-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
13. Выпиши из 6-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
14. Выпиши из 4-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
15. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Сначала думай, потом говори.
ОТВЕТЫ:
1. Запиши текст под диктовку.
Большая туча плывёт над полем и рекою. Согретый солнцем воздух словно застыл. В траве стрекочут кузнечики. Они словно пытаются подчеркнуть предгрозовую тишину. Ярко сверкнула молния. Послышался первый далёкий звук грома. От него в душе проснулись волнение и страх.
Крупные капли грузно падают на дорогу. Мы бежим от дождя в густой лес. Макушки деревьев грозно качаются над нами, уныло скрипят. Бушует гроза. Деревья трещат под напором ливня. Какой сильный дождь! Но за рекой уже синеет небо. И вдруг появляется разноцветная радуга.
(80 слов)
Большая туча плывёт над полем и рекою. Согретый солнцем воздух словно застыл. В траве стрекочут кузнечики. Они словно пытаются подчеркнуть предгрозовую тишину. Ярко сверкнула молния. Послышался первый далёкий звук грома. От него в душе проснулись волнение и страх.
Крупные капли грузно падают на дорогу. Мы бежим от дождя в густой лес. Макушки деревьев грозно качаются над нами, уныло скрипят. Бушует гроза. Деревья трещат под напором ливня. Какой сильный дождь! Но за рекой уже синеет небо. И вдруг появляется разноцветная радуга. (80 слов)
Пояснение. Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов.
Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка.
Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл.
2. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
Пояснение. От него в душе проснулись волнение и страх.
3. Выпиши из текста 9-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
Пояснение. мест.Мы глаг.бежим предл.от сущ.дождя предл.в прил.густой сущ.лес.
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Шарфы, ждала, брала, магазин.
Пояснение.
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово.
Снегири клюют семена еловых шишек.
Пояснение. В слове «шишек» все согласные звуки глухие.
Ответ: шишек.
6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
(1)Технический прогресс уже давно вошёл во все сферы нашей жизни, но по-прежнему рядом с человеком его верный друг и помощник — собака.
(2)В 1954 году в горах Австрии лавина застигла в пути 11 школьников и двоих учителей. (3)Овчарка Аякс работала 96 часов подряд. (4)Аякс скрёб когтями и разрывал плотно спрессованный снег, пока не свалился от изнеможения. (5)У собаки лапы были стёрты до кости и обморожены. (6)Спасатели отнесли Аякса в горную хижину, чтобы сделать ему перевязку, но самоотверженного пса нельзя было удержать под крышей. (7)Собака кидалась на запертую дверь хижины, пытаясь вырваться наружу. (8)В конце концов Аякса выпустили, и он стремглав помчался к месту снежного обвала. (9)Израненными лапами Аякс откопал первого человека, засыпанного лавиной. (10)Вскоре спасатели нашли и остальных.
(11)Свойства собачьего нюха близки к сверхъестественным: собака может распознать запах человека под двухметровым слоем снега. (12)Когда речь идёт о спасении человеческой жизни, счёт идёт на минуты. (13)Квадрат размерами 100 на 100 метров группа из 20 спасателей будет осматривать 4 часа, а собака потратит на это 20 минут. (14)Вот и получается, что четвероногие спасатели — незаменимы!
(По В. Круковеру)
Пояснение. Собака остаётся верным другом и помощником человека даже в эпоху технического прогресса.
7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Пояснение. 1. Собака — верный друг и помощник человека.
2. Самоотверженный спасатель Аякс.
3. Преимущества собак-спасателей. / Собаки-спасатели незаменимы.
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Пояснение. Как собаки помогают человеку в эпоху технического прогресса?
Чем известна овчарка Аякс?
Почему Аякс не хотел оставаться в горной хижине?
Какие преимущества есть у собак-спасателей по сравнению с людьми-спасателями?
9. Как ты понимаешь значение слова «спасатель» («спасатели») из 10-го предложения? Запиши своё объяснение.
Пояснение. Спасатель — это человек, профессия которого — спасать людей в чрезвычайных ситуациях; специалист по спасательным работам.
10. Замени слово «верный» из 1-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
Пояснение. Верный — преданный, надёжный, настоящий.
11. В 8-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
Пояснение.
12. Выпиши из 7-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Пояснение. 1) Формы имён существительных: собака, (на) дверь, хижины;
2) Морфологические признаки одной из форм, например:
собака — ж. р., 1-е скл., ед. ч., им. п.;
(на) дверь — ж. р., 3-е скл., ед. ч., вин. п.;
хижины — ж. р., 1-е скл., ед. ч., род. п.
13. Выпиши из 6-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Пояснение. 1) Формы имён прилагательных: (в) горную (хижину), самоотверженного (пса);
2) Морфологические признаки одной из форм, например:
(в) горную (хижину) — ед. ч., ж. р., вин. п.;
самоотверженного (пса) — ед. ч., м. р., род. п
14. Выпиши из 4-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
Пояснение. Скрёб, разрывал, не свалился.
15. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Сначала думай, потом говори.
Пояснение. Выражение Сначала думай, потом говори будет уместно в ситуации, когда ты очень хотел, чтобы тебя на уроке спросили, поторопился и, не подумав, сразу дал неверный ответ.
Математика
вариант 8
1. Найдите значение выражения
2. Найдите значение выражения
3. Михаил хочет позавтракать в кафе. Меню показано на рисунке. Михаил выбрал моцареллу, спагетти и капучино и отдал продавцу 500 рублей. Сколько рублей сдачи он должен получить?
Запиши решение и ответ.
4. На рисунке показан календарь на октябрь 2014 года. На какое число пришёлся первый четверг ноября 2014 года?
5. На рисунке изображён прямоугольник. Найди площадь прямоугольника, если сторона клетки равна 1 см.
6. Изобрази на рисунке прямоугольник, который имеет площадь на 8 см2 меньше исходного и весь является его частью.
7. Карина посчитала, сколько «троек», «четвёрок» и «пятёрок» она получила в течение сентября, и составила таблицу. Используя таблицу, ответь на вопросы.
Неделя по порядку | «3» | «4» | «5» |
---|---|---|---|
Первая неделя | 2 | 7 | 11 |
Вторая неделя | 5 | 4 | 10 |
Третья неделя | 4 | 13 | 7 |
Четвёртая неделя | 1 | 10 | 15 |
За какую неделю Карина получила меньше всего «троек»?
8. Карина посчитала, сколько «троек», «четвёрок» и «пятёрок» она получила в течение сентября, и составила таблицу. Используя таблицу, ответь на вопросы.
Неделя по порядку | «3» | «4» | «5» |
---|---|---|---|
Первая неделя | 2 | 7 | 11 |
Вторая неделя | 5 | 4 | 10 |
Третья неделя | 4 | 13 | 7 |
Четвёртая неделя | 1 | 10 | 15 |
Сколько «пятёрок» получила Карина за все четыре недели?
9. Найди значение выражения
10. В зал привезли оборудование: беговые дорожки и скамейки — общим весом 2 т. При этом вес беговой дорожки — 200 кг, а вес скамейки — 50 кг. Беговых дорожек привезли восемь штук. Сколько привезли скамеек?
Запиши решение и ответ.
11. Семёну Олеговичу нужно посетить трёх врачей в поликлинике: стоматолога, эндокринолога и окулиста. Он пришёл в поликлинику к 11 часам и выяснил, что окулист может принять с 12 до 13 часов, эндокринолог — с 9 до 13 часов, а стоматолог — с 11 до 14 часов. Семёну Олеговичу удалось посетить всех трёх врачей и провести у каждого ровно по часу.
Назовите врача, у которого Семён Олегович был в 11:30.
12. Семёну Олеговичу нужно посетить трёх врачей в поликлинике: стоматолога, эндокринолога и окулиста. Он пришёл в поликлинику к 11 часам и выяснил, что окулист может принять с 12 до 13 часов, эндокринолог — с 9 до 13 часов, а стоматолог — с 11 до 14 часов. Семёну Олеговичу удалось посетить всех трёх врачей и провести у каждого ровно по часу.
Назовите врача, к которому Семён Олегович пошёл после приёма окулиста?
13. Таня написала сочинение о торговом центре около её дома и нарисовала план торгового центра.
Недалеко от нашего дома находится небольшой торговый центр. Если войти в него с улицы, то сразу справа расположен киоск «Печать». Дедушка каждое утро покупает в нём газеты. Он говорит, что новости лучше всего узнавать из газет, а не из телевизора или интернета. Рядом с киоском «Печать» находится зоомагазин. Раньше здесь была только еда и игрушки для животных. Но недавно появились живые рыбки, хомячки и попугаи. Теперь, когда я иду в книжный магазин, я обязательно заглядываю в зоотовары посмотреть на зверушек. Книжный магазин, про который я говорю, расположен сразу слева от входа, напротив киоска с газетами.
Рядом с книжным, напротив зоомагазина, аптека. Когда я прошлой зимой заболела ангиной, папа поздно вечером ходил в эту аптеку за лекарствами. Самое большое помещение в торговом центре занимает супермаркет. В нём можно купить продукты, зубную пасту, стиральный порошок и даже лампочки.
Да, чуть не забыла ещё про один магазин. Это магазин «Цветы». Он примыкает к аптеке, но не с той стороны, где книжный, а с другой.
Рассмотри план торгового центра. Пользуясь описанием, которое дала Таня, отметь на плане цифрами шесть объектов.
1. Киоск «Печать».
2. Супермаркет.
3. Зоомагазин.
4. Магазин «Цветы».
5. Аптека.
6. Книжный магазин.
14. Никита с книгой в руках подошёл к зеркалу и увидел в отражении название книги. Как называется книга?
15. Журавль стоит на двух ногах. А цапля — на одной ноге. Лягушка, сидя в болоте, насчитала 18 ног. Известно, что на болоте журавлей и цапель всего 11. Сколько на болоте цапель? Запиши решение и ответ.
ОТВЕТЫ:
1. Найдите значение выражения
Решение. Найдем значение выражения:
Ответ: 108.
2. Найдите значение выражения
Решение. Найдем значение выражения:
Ответ: 12.
3. Михаил хочет позавтракать в кафе. Меню показано на рисунке. Михаил выбрал моцареллу, спагетти и капучино и отдал продавцу 500 рублей. Сколько рублей сдачи он должен получить?
Запиши решение и ответ.
Решение. Стоимость покупки
Сдача
Ответ: 90 руб.
4. На рисунке показан календарь на октябрь 2014 года. На какое число пришёлся первый четверг ноября 2014 года?
Решение. Заметим, что первое ноября будет субботой. Значит, второе ноября — это воскресенье, третье ноября — понедельник, четвёртое ноября — вторник, пятое ноября — среда, шестое ноября — четверг. Таким образом, первый четверг ноября 2014 года пришёлся на 6 число.
Ответ: 6.
5. На рисунке изображён прямоугольник. Найди площадь прямоугольника, если сторона клетки равна 1 см.
Решение. Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон, т. е.:
Ответ: 24.
6. Изобрази на рисунке прямоугольник, который имеет площадь на 8 см2 меньше исходного и весь является его частью.
Решение. Пример возможного расположения.
Ответ: см. рис.
7. Карина посчитала, сколько «троек», «четвёрок» и «пятёрок» она получила в течение сентября, и составила таблицу. Используя таблицу, ответь на вопросы.
Неделя по порядку | «3» | «4» | «5» |
---|---|---|---|
Первая неделя | 2 | 7 | 11 |
Вторая неделя | 5 | 4 | 10 |
Третья неделя | 4 | 13 | 7 |
Четвёртая неделя | 1 | 10 | 15 |
За какую неделю Карина получила меньше всего «троек»?
Решение. Из таблицы видно, что Карина получила меньше всего «троек» за четвёртую неделю.
Ответ: четвёртая.
8. Карина посчитала, сколько «троек», «четвёрок» и «пятёрок» она получила в течение сентября, и составила таблицу. Используя таблицу, ответь на вопросы.
Неделя по порядку | «3» | «4» | «5» |
---|---|---|---|
Первая неделя | 2 | 7 | 11 |
Вторая неделя | 5 | 4 | 10 |
Третья неделя | 4 | 13 | 7 |
Четвёртая неделя | 1 | 10 | 15 |
Сколько «пятёрок» получила Карина за все четыре недели?
Решение. Найдём, сколько «пятёрок» получила Карина за все четыре недели:
Ответ: 43.
9. Найди значение выражения
Решение. Найдем значение выражения:
Ответ: 1983.
10. В зал привезли оборудование: беговые дорожки и скамейки — общим весом 2 т. При этом вес беговой дорожки — 200 кг, а вес скамейки — 50 кг. Беговых дорожек привезли восемь штук. Сколько привезли скамеек?
Запиши решение и ответ.
Решение. Переведем: 2 т = 2000 кг.
Решим по действиям:
1) 8 · 200 = 1600 (кг) — весили беговые дорожки;
2) 2000 − 1600 = 400 (кг) — весили скамейки;
3) 400 : 50 = 8 (скамеек).
Ответ: 8.
11. Семёну Олеговичу нужно посетить трёх врачей в поликлинике: стоматолога, эндокринолога и окулиста. Он пришёл в поликлинику к 11 часам и выяснил, что окулист может принять с 12 до 13 часов, эндокринолог — с 9 до 13 часов, а стоматолог — с 11 до 14 часов. Семёну Олеговичу удалось посетить всех трёх врачей и провести у каждого ровно по часу.
Назовите врача, у которого Семён Олегович был в 11:30.
Решение. Семён Олегович пришёл в поликлинику к 11 часам. Так как стоматолог работает до 14 часов, сначала он пойдет к эндокринологу с 11 до 12. Далее посетит окулиста с 12 до 13, а потом стоматолога с 13 до 14.
Таким образом, Семён Олегович в 11:30 был у эндокринолога.
Ответ: эндокринолог.
12. Семёну Олеговичу нужно посетить трёх врачей в поликлинике: стоматолога, эндокринолога и окулиста. Он пришёл в поликлинику к 11 часам и выяснил, что окулист может принять с 12 до 13 часов, эндокринолог — с 9 до 13 часов, а стоматолог — с 11 до 14 часов. Семёну Олеговичу удалось посетить всех трёх врачей и провести у каждого ровно по часу.
Назовите врача, к которому Семён Олегович пошёл после приёма окулиста?
Решение. Семён Олегович пришёл в поликлинику к 11 часам. Так как стоматолог работает до 14 часов, сначала он пойдет к эндокринологу с 11 до 12. Далее посетит окулиста с 12 до 13, а потом стоматолога с 13 до 14.
Таким образом, Семён Олегович после приёма окулиста пошёл к стоматологу.
Ответ: стоматолог.
13. Таня написала сочинение о торговом центре около её дома и нарисовала план торгового центра.
Недалеко от нашего дома находится небольшой торговый центр. Если войти в него с улицы, то сразу справа расположен киоск «Печать». Дедушка каждое утро покупает в нём газеты. Он говорит, что новости лучше всего узнавать из газет, а не из телевизора или интернета. Рядом с киоском «Печать» находится зоомагазин. Раньше здесь была только еда и игрушки для животных. Но недавно появились живые рыбки, хомячки и попугаи. Теперь, когда я иду в книжный магазин, я обязательно заглядываю в зоотовары посмотреть на зверушек. Книжный магазин, про который я говорю, расположен сразу слева от входа, напротив киоска с газетами.
Рядом с книжным, напротив зоомагазина, аптека. Когда я прошлой зимой заболела ангиной, папа поздно вечером ходил в эту аптеку за лекарствами. Самое большое помещение в торговом центре занимает супермаркет. В нём можно купить продукты, зубную пасту, стиральный порошок и даже лампочки.
Да, чуть не забыла ещё про один магазин. Это магазин «Цветы». Он примыкает к аптеке, но не с той стороны, где книжный, а с другой.
Рассмотри план торгового центра. Пользуясь описанием, которое дала Таня, отметь на плане цифрами шесть объектов.
1. Киоск «Печать».
2. Супермаркет.
3. Зоомагазин.
4. Магазин «Цветы».
5. Аптека.
6. Книжный магазин.
Решение.
14. Никита с книгой в руках подошёл к зеркалу и увидел в отражении название книги. Как называется книга?
Решение. Ответ: КОЛОБОК (или Колобок, или колобок).
15. Журавль стоит на двух ногах. А цапля — на одной ноге. Лягушка, сидя в болоте, насчитала 18 ног. Известно, что на болоте журавлей и цапель всего 11. Сколько на болоте цапель? Запиши решение и ответ.
Решение. Если бы на болоте было 11 цапель, ног было бы 11. Ног на
Ответ: 4.
1. Рассмотри рисунок, на котором изображены предметы для отдыха на пляже. Стойка зонта может быть изготовлена из металла. Она отмечена на рисунке стрелкой с соответствующей надписью. Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (любую деталь) из дерева и любой предмет (любую деталь) из резины. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.
2. На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Изучи прогноз погоды на трое суток по приведённой ниже таблице.
Выбери верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запиши в строку ответа их номера.
1) В среду ожидается дождь с грозой.
2) В четверг температура воздуха не поднимется выше 20 °C.
3) В среду в течение суток будет дуть западный ветер.
4) Влажность воздуха с вечера среды до утра четверга не изменится.
3. Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.
Запиши название каждого материка в отведённое для этого поле.
Название материка А | Название материка Б |
4. Рассмотрите фотографии бурого медведя, зебры, зайца-русака и бегемота. Запиши название каждого из этих животных рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.
А) Бурый медведь
Б) Зебра
В) Заяц-русак
Г) Бегемот
1) Фотография 1
2) Фотография 2
3) Фотография 3
4) Фотография 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
5. Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.
Рассмотрите фотографии бурого медведя, зебры, зайца-русака и бегемота.
Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие — на материке Б? Запиши номера фотографий с изображением этих животных в таблицу под соответствующими буквами.
Запиши номера фотографий с изображением этих животных в таблицу под соответствующими буквами:
Материк | A | Б |
Животные |
6. Рассмотри изображение человека. Покажи стрелками и подпиши кисть, голень и сердце человека так, как показано на примере.
7. Составь два правила сохранения здоровья человека из приведённых частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.
А) Чтобы избежать кишечной инфекции,
Б) Чтобы сохранять чистоту улиц,
1) не залезай на деревья или высокие строения.
2) бросай мусор только в урну.
3) употребляй только предназначенную для питья воду.
Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Начало фразы | A | Б |
Продолжение фразы |
8. Сравни условия в каждом варианте опыта. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.
Исходная температура воды в стаканах: одинаковая / различная
Количество воды в стаканах в начале опыта: одинаковое / различное
Температура окружающего воздуха для каждого стакана: одинаковая / различная
Исходная температура: | Количество воды: | Температура воздуха: |
Олеся проводила опыты по изучению влияния различных условий на скорость испарения воды. Она взяла два одинаковых мерных стакана, и налила в них одинаковое количество воды из-под крана. Уровень воды в обоих стаканах Олеся отметила с помощью маркера. Один стакан Олеся оставила на столе, а другой поставила на горячую батарею, и ушла в школу. Вернувшись из школы, она сравнила количество воды в стаканах. В стакане, который стоял на батарее, воды стало меньше, чем в стакане, стоящем на столе.
9. Влияние какого условия на скорость испарения воды исследовала Олеся в описанном опыте?
10. Если бы Олеся захотела выяснить, влияет ли прозрачность ёмкостей на скорость испарения воды, с помощью какого опыта она могла бы это сделать? Опиши этот опыт.
11. Какой из этих знаков можно встретить в здании школы?
Какое правило отражает этот знак?
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках, и ответь на вопросы.
12. Какие правила отражают два других знака? Запиши ответы в таблицу.
ЗНАК | ПРАВИЛО |
---|---|
13. На фотографиях изображены люди разных профессий за работой. Выбери ОДНУ из фотографий и запиши букву, под которой она приведена.
Представитель какой профессии изображён на выбранной фотографии? Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу?
14. День народного единства — российский государственный праздник, он отмечается 4 ноября. Обведи эту дату в календаре. Запиши, на какой день недели приходится эта дата в 2018 году. На территории Российской Федерации проживают люди разных национальностей. Как ты думаешь, почему для современного человека очень важно уважительно относиться к традициям разных народов? (Напиши ответ объёмом до пяти предложений.)
15. 10.1. Запиши название региона: республики, или области, или края, или автономного округа, в котором ты живёшь.
10.2. Какая река или какое озеро, побережье какого моря или какие горы есть в твоём регионе?
Как называется главный город твоего региона? Какие ещё города, кроме главного города, есть в твоём регионе (укажи не менее трёх городов)? Напиши об одном из этих городов. Чем известен этот город в России или твоём регионе?
ОТВЕТЫ:
1. Рассмотри рисунок, на котором изображены предметы для отдыха на пляже. Стойка зонта может быть изготовлена из металла. Она отмечена на рисунке стрелкой с соответствующей надписью. Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (любую деталь) из дерева и любой предмет (любую деталь) из резины. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.
Пояснение.
Как пример изделия из дерева можно указать лежак, а из резины — ласты.
2. На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Изучи прогноз погоды на трое суток по приведённой ниже таблице.
Выбери верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запиши в строку ответа их номера.
1) В среду ожидается дождь с грозой.
2) В четверг температура воздуха не поднимется выше 20 °C.
3) В среду в течение суток будет дуть западный ветер.
4) Влажность воздуха с вечера среды до утра четверга не изменится.
Пояснение. Для выбора правильного ответа анализируем каждое предложение.
1) В среду ожидается дождь с грозой.
— находим строку «Облачность и атмосферные осадки» — переходим в первую колонку «среда». В среду днём ожидается дождь с грозой.
Вывод: предложение верное.
2) В четверг температура воздуха не поднимется выше 20 °C.
— находим строку «Температура воздуха» — переходим вторую колонку «четверг». Температура в четверг поднимется до 27 °C.
Вывод: предложение неверное.
3) В среду в течение суток будет дуть западный ветер.
— находим строку «Направление ветра» — переходим в первую колонку «среда» — весь день ожидается западное направление ветра.
Вывод: предложение верное.
4) Влажность воздуха с вечера среды до утра четверга не изменится.
— находим строку «Влажность воздуха» — сравниваем показатели вечера среды и утра четверга. Влажность упадёт с 86% до 79%.
Вывод: предложение неверное.
Ответ: 13.
3. Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.
Запиши название каждого материка в отведённое для этого поле.
Название материка А | Название материка Б |
Пояснение. Рассмотрим внимательно карту и определим материки, которые на ней отмечены.
Ответ: А — Африка; Б — Евразия.
4. Рассмотрите фотографии бурого медведя, зебры, зайца-русака и бегемота. Запиши название каждого из этих животных рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.
А) Бурый медведь
Б) Зебра
В) Заяц-русак
Г) Бегемот
1) Фотография 1
2) Фотография 2
3) Фотография 3
4) Фотография 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Пояснение. А) бурый медведь — 2; Б) зебра — 4; В) заяц-русак — 3; Г) бегемот — 1.
Ответ: 2431.
5. Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.
Рассмотрите фотографии бурого медведя, зебры, зайца-русака и бегемота.
Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие — на материке Б? Запиши номера фотографий с изображением этих животных в таблицу под соответствующими буквами.
Запиши номера фотографий с изображением этих животных в таблицу под соответствующими буквами:
Материк | A | Б |
Животные |
Пояснение. Вспомним, на каких материках обитают данные животные: А — 14, Б — 23.
Ответ: А (Африка) — 14 ИЛИ 41; Б (Евразия) — 23 ИЛИ 32.
6. Рассмотри изображение человека. Покажи стрелками и подпиши кисть, голень и сердце человека так, как показано на примере.
Пояснение. При оценивании засчитывается только указание части тела (органа) с соответствующей подписью. Для парных частей (органов) достаточно указать только одну из этих частей (органов).
7. Составь два правила сохранения здоровья человека из приведённых частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.
А) Чтобы избежать кишечной инфекции,
Б) Чтобы сохранять чистоту улиц,
1) не залезай на деревья или высокие строения.
2) бросай мусор только в урну.
3) употребляй только предназначенную для питья воду.
Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Начало фразы | A | Б |
Продолжение фразы |
Пояснение. Для успешного выполнения данного задания нужно попробовать соединять начало и конец фразы А с 1 и 2 и с 3; затем Б с 1 и 2 и с 3; найти верно сформулированные правила.
А) Чтобы избежать кишечной инфекции, 3) употребляй только предназначенную для питья воду.
Б) Чтобы сохранять чистоту улиц, 2) бросай мусор только в урну.
Ответ: 32.
8. Сравни условия в каждом варианте опыта. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.
Исходная температура воды в стаканах: одинаковая / различная
Количество воды в стаканах в начале опыта: одинаковое / различное
Температура окружающего воздуха для каждого стакана: одинаковая / различная
Исходная температура: | Количество воды: | Температура воздуха: |
Олеся проводила опыты по изучению влияния различных условий на скорость испарения воды. Она взяла два одинаковых мерных стакана, и налила в них одинаковое количество воды из-под крана. Уровень воды в обоих стаканах Олеся отметила с помощью маркера. Один стакан Олеся оставила на столе, а другой поставила на горячую батарею, и ушла в школу. Вернувшись из школы, она сравнила количество воды в стаканах. В стакане, который стоял на батарее, воды стало меньше, чем в стакане, стоящем на столе.
Пояснение. Для выполнения данного задания нужно внимательно прочитать условия опыта и найти в них правильный ответ.
Олеся проводила опыты по изучению влияния различных условий на скорость испарения воды. Она взяла два одинаковых мерных стакана, и налила в них одинаковое количество воды из-под крана. Уровень воды в обоих стаканах Олеся отметила с помощью маркера. Один стакан Олеся оставила на столе, а другой поставила на горячую батарею, и ушла в школу. Вернувшись из школы, она сравнила количество воды в стаканах. В стакане, который стоял на батарее, воды стало меньше, чем в стакане, стоящем на столе.
Ответ: Исходная температура воды в стаканах одинаковая. Количество воды в стаканах в начале опыта одинаковое. Температура окружающего воздуха для каждого стакана различная.
9. Влияние какого условия на скорость испарения воды исследовала Олеся в описанном опыте?
Пояснение. Влияние температуры окружающего воздуха.
10. Если бы Олеся захотела выяснить, влияет ли прозрачность ёмкостей на скорость испарения воды, с помощью какого опыта она могла бы это сделать? Опиши этот опыт.
Пояснение. Нужно взять два стеклянных стакана: один прозрачный, а другой матовый. Налить в них одинаковое количество воды одинаковой температуры. Отметить исходный уровень воды в стаканах и поставить оба стакана рядом друг с другом на столе. Через несколько часов сравнить уровень воды в стаканах.
11. Какой из этих знаков можно встретить в здании школы?
Какое правило отражает этот знак?
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках, и ответь на вопросы.
Пояснение. 1. А.
2. Правило: здесь находится пожарный кран.
Правило может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.
12. Какие правила отражают два других знака? Запиши ответы в таблицу.
ЗНАК | ПРАВИЛО |
---|---|
Пояснение. Б. Запрещается беспокоить/трогать животных.
В. Запрещается пользоваться фотовспышкой.
Правила могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
13. На фотографиях изображены люди разных профессий за работой. Выбери ОДНУ из фотографий и запиши букву, под которой она приведена.
Представитель какой профессии изображён на выбранной фотографии? Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу?
Пояснение. 1. На картинке А изображен пожарный.
2. Тушит пожары.
3. Эта профессия полезна, потому что пожарные спасают людей от гибели.
ИЛИ
1. На картинке Б изображён фотограф.
2. Он делает снимки.
3. Фотографии — предмет искусства, в то же время может использоваться для печатных изданий или публикации в сети.
ИЛИ
1. На картинке В изображён машинист.
2. Он управляет поездом.
3. Транспорт позволяет людям быстро передвигаться по городу, между городами и странами.
14. День народного единства — российский государственный праздник, он отмечается 4 ноября. Обведи эту дату в календаре. Запиши, на какой день недели приходится эта дата в 2018 году. На территории Российской Федерации проживают люди разных национальностей. Как ты думаешь, почему для современного человека очень важно уважительно относиться к традициям разных народов? (Напиши ответ объёмом до пяти предложений.)
Пояснение.
В 2018 году День народного единства выпадает на воскресенье.
Уважать традиции разных народов необходимо для сохранения мира внутри страны и на Земле, так как все традиции ценны и уникальны, и ни одна из культур не может считаться лучше другой.
15. 10.1. Запиши название региона: республики, или области, или края, или автономного округа, в котором ты живёшь.
10.2. Какая река или какое озеро, побережье какого моря или какие горы есть в твоём регионе?
Как называется главный город твоего региона? Какие ещё города, кроме главного города, есть в твоём регионе (укажи не менее трёх городов)? Напиши об одном из этих городов. Чем известен этот город в России или твоём регионе?
Пояснение. 10.1. Челябинская область
10.2. река Миасс, озеро Зюраткуль, озеро Тургояк, озеро Еловое, Уральские горы.
Главный город региона — Челябинск.
Магнитогорск, Златоуст, Миасс, Чебаркуль, Сим.
Чебаркуль (рядом с городом Чебаркуль упал Челябинский метеорит).
В городе Сим родился Игорь Васильевич Курчатов.
советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Трижды Герой Социалистического Труда (1949, 1951, 1954). Академик АН СССР (1943), доктор физико-математических наук (1933), профессор (1935). Основатель и первый директор Института атомной энергии (1943—1960). Главный научный руководитель атомного проекта в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. Лауреат Ленинской премии и четырёх Сталинских премий.