Готовимся к ВПР
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1. Рассмотри рисунок, на котором изображён живой уголок. Горшок для цветов изготовлен из глины. Он отмечен на рисунке стрелкой с соответствующей надписью.
Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (любую деталь) из металла и любой предмет (любую деталь) из стекла. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.
2. На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Изучи прогноз погоды на трое суток по приведённой ниже таблице.
Выбери верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запиши в строку ответа их номера.
1) К вечеру среды осадки прекратятся.
2) В понедельник температура воздуха не опустится ниже 20 °C.
3) Во вторник вечером и в среду ночью будет дуть южный ветер.
4) В среду влажность воздуха не превысит 85%.
3. Рассмотри карту России. На ней буквами А и Б отмечены две природные зоны.
Запиши название каждой природной зоны в отведённое для этого поле.
Название природной зоны А | Название природной зоны Б |
4. Далее представлены фотографии песца, суслика, тюльпанов и морошки. Запиши название каждого из этих животных и растений рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.
А) Песец
Б) Суслик
В) Тюльпан
Г) Морошка
1) Фотография 1
2) Фотография 2
3) Фотография 3
4) Фотография 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
5. Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены две природные зоны.
Далее представлены фотографии песца, суслика, тюльпанов и морошки. Запиши название каждого из этих животных и растений рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.
Какие из этих животных обитают и какие растения произрастают в естественной среде (не в зоопарке и не в ботаническом саду) на территории природной зоны А, а какие — природной зоны Б? Запиши номера фотографий с изображением этих животных и растений в таблицу под соответствующими буквами.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам без запятых и иных знаков препинания:
Природная зона | A | Б |
Животные и растения |
6. Рассмотри изображение человека. Покажи стрелками и подпиши стопу, шею и рёбра человека так, как показано на примере.
7. Составь два правила сохранения здоровья и правильного поведения человека из приведённых частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.
А) Чтобы избежать инфекции,
Б) Чтобы не переохладить гортань и лёгкие в сильный мороз,
1) бросай мусор только в урну.
2) дыши спокойно, не делай резких глубоких вдохов.
3) мой руки после поездки в общественном транспорте.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б |
8. Сравни условия прорастания семян гороха в двух разных стаканах в описанном эксперименте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.
Влажность семян в стаканах: одинаковая / различная
Освещённость семян в стаканах: одинаковая / различная
Влажность семян в стаканах: | Освещённость семян в стаканах: |
Лена проводила наблюдения за прорастанием семян гороха. Чтобы выяснить, влияет ли наличие света на прорастание, она взяла два стакана, положила в каждый из них влажную тряпочку и по десять одинаковых семян гороха. Один из стаканов она оставила в классе на столе, другой убрала в тёмный шкаф и стала наблюдать. Вскоре Лена обнаружила, что семена проросли в обоих стаканах
9. По результатам эксперимента сделай вывод о том, влияет ли наличие света на прорастание семян.
10. Если бы Лена захотела выяснить, влияет ли температура на прорастание семян, с помощью какого эксперимента она смогла бы это сделать? Опиши этот эксперимент.
11. Какой из этих знаков можно встретить в ботаническом саду?
Какое правило отражает этот знак?
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках, и ответь на вопросы.
12. Какие правила отражают два других знака? Запиши ответы в таблицу.
ЗНАК | ПРАВИЛО |
---|---|
13. На фотографиях изображены предметы, с которыми работают представители разных профессий. Выбери ОДНУ из фотографий и запиши букву, которой она обозначена. Представители какой профессии работают с изображёнными на выбранной фотографии предметами? Если ты знаешь много профессий, представители которых работают с выбранным(-и) тобой предметом(-ами), назови любую из них. Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу?
14. День российской печати отмечается в нашей стране 13 января.
Запиши, на какой день недели приходится эта дата в 2020 году.
Как ты думаешь, зачем издают газеты и журналы? (Напиши ответ объёмом до пяти предложений.)
15. 10.1. Запиши название региона: республики, или области, или края, или автономного округа, в котором ты живёшь.
10.2. Какая река или какое озеро, побережье какого моря или какие горы есть в твоём регионе?
Как называется главный город твоего региона? Какие известные люди живут или жили в твоём регионе (укажи не менее двух известных людей)? Напиши об одном из известных твоих земляков. Чем он прославил свой регион?
Вариант 14
ОТВЕТЫ
1. Рассмотри рисунок, на котором изображён живой уголок. Горшок для цветов изготовлен из глины. Он отмечен на рисунке стрелкой с соответствующей надписью.
Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (любую деталь) из металла и любой предмет (любую деталь) из стекла. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.
Пояснение.
В качестве правильного ответа должно быть засчитано указание на рисунке любых других предметов (деталей), если они могут быть сделаны из соответствующих материалов.
При оценивании засчитывается только указание предмета (детали) с подписью соответствующего материала, из которого предмет (деталь) сделан(а).
2. На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Изучи прогноз погоды на трое суток по приведённой ниже таблице.
Выбери верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запиши в строку ответа их номера.
1) К вечеру среды осадки прекратятся.
2) В понедельник температура воздуха не опустится ниже 20 °C.
3) Во вторник вечером и в среду ночью будет дуть южный ветер.
4) В среду влажность воздуха не превысит 85%.
Пояснение. Для выбора правильного ответа анализируем каждое предложение.
1) К вечеру среды осадки прекратятся.
— находим строку «Облачность и атмосферные осадки» — переходим в третью колонку «среда» — в столбце «вечер» изображён месяц без облаков.
Вывод: предложение верное.
2) В понедельник температура воздуха не опустится ниже 20 °C.
— находим строку «Температура воздуха» — переходим в первую колонку «понедельник» — утром температура опустится до 10 градусов.
Вывод: предложение неверное.
3) Во вторник вечером и в среду ночью будет дуть южный ветер.
— находим строку «Направление ветра» — переходим во вторую колонку «вторник» — вечером будет дуть южный ветер (Ю) — теперь переходим в третью колонку «среда» — ночью всё также будет дуть южный ветер.
Вывод: предложение верное.
4) В среду влажность воздуха не превысит 85%.
— находим строку «Влажность воздуха» — переходим в третью колонку «среда» — влажность ночью и утром — 89% и 87%.
Вывод: предложение неверное.
Ответ: 13.
3. Рассмотри карту России. На ней буквами А и Б отмечены две природные зоны.
Запиши название каждой природной зоны в отведённое для этого поле.
Название природной зоны А | Название природной зоны Б |
Пояснение. Рассмотрим внимательно карту и определим природные зоны, которые на ней отмечены.
Ответ: А — тундра; Б — степь.
4. Далее представлены фотографии песца, суслика, тюльпанов и морошки. Запиши название каждого из этих животных и растений рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.
А) Песец
Б) Суслик
В) Тюльпан
Г) Морошка
1) Фотография 1
2) Фотография 2
3) Фотография 3
4) Фотография 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Пояснение. На первой фотографии изображен песец.
На второй фотографии изображена морошка.
На третьей фотографии изображен суслик.
На четвертой фотографии изображен тюльпан.
Ответ: 1342.
5. Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены две природные зоны.
Далее представлены фотографии песца, суслика, тюльпанов и морошки. Запиши название каждого из этих животных и растений рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.
Какие из этих животных обитают и какие растения произрастают в естественной среде (не в зоопарке и не в ботаническом саду) на территории природной зоны А, а какие — природной зоны Б? Запиши номера фотографий с изображением этих животных и растений в таблицу под соответствующими буквами.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам без запятых и иных знаков препинания:
Природная зона | A | Б |
Животные и растения |
Пояснение. А — 1 и 2. Песец и морошка в естественной среде обитают в тундре.
Б — 3 и 4. Суслик и тюльпан сова обитают в степи.
Ответ: A — 12, Б — 34.
6. Рассмотри изображение человека. Покажи стрелками и подпиши стопу, шею и рёбра человека так, как показано на примере.
Пояснение. При оценивании засчитывается только указание части тела (органа) с соответствующей подписью. Для парных частей (органов) достаточно указать только одну из этих частей (органов)
7. Составь два правила сохранения здоровья и правильного поведения человека из приведённых частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.
А) Чтобы избежать инфекции,
Б) Чтобы не переохладить гортань и лёгкие в сильный мороз,
1) бросай мусор только в урну.
2) дыши спокойно, не делай резких глубоких вдохов.
3) мой руки после поездки в общественном транспорте.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б |
Пояснение. Для успешного выполнения данного задания нужно попробовать соединять начало и конец фразы А с 1 и 2 и с 3; затем Б с 1 и 2 и с 3; найти верно сформулированные правила.
А. Чтобы избежать инфекции, — 3) мой руки после поездки в общественном транспорте.
Б. Чтобы не переохладить гортань и лёгкие в сильный мороз, — 2) дыши спокойно, не делай резких глубоких вдохов.
Ответ: 32.
8. Сравни условия прорастания семян гороха в двух разных стаканах в описанном эксперименте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.
Влажность семян в стаканах: одинаковая / различная
Освещённость семян в стаканах: одинаковая / различная
Влажность семян в стаканах: | Освещённость семян в стаканах: |
Лена проводила наблюдения за прорастанием семян гороха. Чтобы выяснить, влияет ли наличие света на прорастание, она взяла два стакана, положила в каждый из них влажную тряпочку и по десять одинаковых семян гороха. Один из стаканов она оставила в классе на столе, другой убрала в тёмный шкаф и стала наблюдать. Вскоре Лена обнаружила, что семена проросли в обоих стаканах
Пояснение. Для выполнения данного задания нужно внимательно прочитать условия опыта и найти в них правильный ответ.
Лена проводила наблюдения за прорастанием семян гороха. Чтобы выяснить, влияет ли наличие света на прорастание, она взяла два стакана, положила в каждый из них влажную тряпочку и по десять одинаковых семян гороха. Один из стаканов она оставила в классе на столе, другой убрала в тёмный шкаф и стала наблюдать. Вскоре Лена обнаружила, что семена проросли в обоих стаканах.
Ответ: Влажность одинаковая, освещённость различная.
9. По результатам эксперимента сделай вывод о том, влияет ли наличие света на прорастание семян.
Пояснение. По результатам опыта можно сделать вывод, что наличие света не влияет на прорастание семян, так как семена проросли в обоих стаканах.
10. Если бы Лена захотела выяснить, влияет ли температура на прорастание семян, с помощью какого эксперимента она смогла бы это сделать? Опиши этот эксперимент.
Пояснение. Нужно взять два стакана, положить в каждый из них влажную тряпочку и по десять одинаковых семян гороха. Один стакан поставить в шкаф, а второй убрать в холодильник.
11. Какой из этих знаков можно встретить в ботаническом саду?
Какое правило отражает этот знак?
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках, и ответь на вопросы.
Пояснение. 1. Знак: Б.
2. Правило: Запрещается ломать ветки деревьев.
12. Какие правила отражают два других знака? Запиши ответы в таблицу.
ЗНАК | ПРАВИЛО |
---|---|
Пояснение. Б — Запрещено прыгать в воду с берега.
В — Вход с мороженым запрещён.
13. На фотографиях изображены предметы, с которыми работают представители разных профессий. Выбери ОДНУ из фотографий и запиши букву, которой она обозначена. Представители какой профессии работают с изображёнными на выбранной фотографии предметами? Если ты знаешь много профессий, представители которых работают с выбранным(-и) тобой предметом(-ами), назови любую из них. Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу?
Пояснение. Рассмотрим внимательно картинки и вспомним, с какими профессиями они связаны. Выберем одну из них.
Например,
На картинке А изображены кирка, фонарик с аккумулятором, каска. Они нужны шахтёру. Он добывает полезные ископаемые из недр земли.
На картинке Б изображена кухонная утварь. Её использует повар. Он готовит еду для людей.
На картинке В изображен микроскоп. С ним работает учёный. Он исследует разные явления с помощью разных научных методов.
14. День российской печати отмечается в нашей стране 13 января.
Запиши, на какой день недели приходится эта дата в 2020 году.
Как ты думаешь, зачем издают газеты и журналы? (Напиши ответ объёмом до пяти предложений.)
Пояснение. В 2020 году День российской печати выпадает на понедельник.
Газеты и журналы издаются, чтобы люди могли узнавать новости о событиях в стране и мире.
15. 10.1. Запиши название региона: республики, или области, или края, или автономного округа, в котором ты живёшь.
10.2. Какая река или какое озеро, побережье какого моря или какие горы есть в твоём регионе?
Как называется главный город твоего региона? Какие известные люди живут или жили в твоём регионе (укажи не менее двух известных людей)? Напиши об одном из известных твоих земляков. Чем он прославил свой регион?
Пояснение. Пример:
10.1. Челябинская область.
10.2. В Челябинской области есть река Миасс, река Увелка, озеро Тургояк, озеро Банное, озеро Еловое и Уральские горы.
Главный город Челябинской области —Челябинск.
- Певец, поэт, композитор Александр Градский родился в Копейске.
- В Челябинской области работали и жили космонавты, Герои Советского Союза Павел Беляев, Константин Феоктистов, Павел Попович, герой России, летчик-космонавт Максим Сураев — уроженец Челябинска.
- И́горь Васи́льевич Курча́тов родился в городе Сим. Советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Трижды Герой Социалистического Труда Академик АН СССР (1943), доктор физико-математических наук, профессор . Основатель и первый директор Института атомной энергии . Главный научный руководитель атомного проекта в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. Лауреат Ленинской премии и четырёх Сталинских премий. Памятник ему стоит в г. Челябинске, аэропорт г. Челябинска назван "Игорь Курчатов".