1. Запиши текст под диктовку.
Наступила весна. Вернулись из тёплых стран птицы. Строят заботливые самцы и самочки уютные гнёздышки для птенцов.
На сучке берёзы устроили гнездо зяблики. Оно словно слилось с деревом. Сразу его и не заметишь. В стенки гнезда птички вплели берёзовую кору. Славное получилось гнёздышко! Ещё лучше гнездо у иволги. Точно корзиночка висит в ветвях деревьев. А зимородок смастерил свой домик в обрывистом берегу реки. Он выкопал клювом норку и устроил в ней гнёздышко. Внутри выстлал его рыбьими косточками.
Много чудесных домиков увидишь весной!
(81 слово)
2. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
3. Выпиши из текста 7-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Весела, щавель, занял, каталог.
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.
Наш чистый дворик окружён ветхим забором.
6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
(1)Если вы будете внимательно рассматривать цветы, то обязательно заметите, что многие из них похожи на бабочек. (2)Лепестки цветов — чем не крылья бабочек? (3)Они так же воздушны, нежны и великолепно окрашены. (4)Несмотря на то что бабочки — это насекомые, а цветок — часть растения, сходство очевидно.
(5)Когда светит солнце, цветы раскрываются. (6)Бабочки, пчёлы и другие насекомые порхают в прозрачном тёплом воздухе. (7)Но как только начинается дождь и становится прохладно, бо́льшая часть цветков закрывается. (8)Бабочки прячутся, пчёлы остаются в ульях. (9)И цветы, и насекомые — все любят свет и тепло.
(10)Цветы дают насекомым сладкий нектар, из которого пчёлы делают душистый мёд. (11)Кроме нектара пчёлы собирают ещё и пыльцу, чтобы кормить личинок. (12)В то же время большинство цветов не могли бы образовывать плоды и семена, если бы не было насекомых. (13)Ведь, когда насекомые забираются в цветок, они измазывают своё мохнатое тельце пыльцой. (14)Потом переносят её в другой цветок, на рыльце пестика. (15)Так, сами того не замечая, насекомые опыляют цветы. (16)Цветы и насекомые созданы друг для друга, они связаны неразрывными узами.
(По Г. Громану)
7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
9. Как ты понимаешь значение слова «улей» из 8-го предложения? Запиши своё объяснение.
10. Замени слово «душистый» (из 10-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.
11. В 7-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
12. Выпиши из 8-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
13. Выпиши из 10-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
14. Выпиши из 13-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
15. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Семь пятниц на неделе.
вариант 12
ОТВЕТЫ
1. Запиши текст под диктовку.
Наступила весна. Вернулись из тёплых стран птицы. Строят заботливые самцы и самочки уютные гнёздышки для птенцов.
На сучке берёзы устроили гнездо зяблики. Оно словно слилось с деревом. Сразу его и не заметишь. В стенки гнезда птички вплели берёзовую кору. Славное получилось гнёздышко! Ещё лучше гнездо у иволги. Точно корзиночка висит в ветвях деревьев. А зимородок смастерил свой домик в обрывистом берегу реки. Он выкопал клювом норку и устроил в ней гнёздышко. Внутри выстлал его рыбьими косточками.
Много чудесных домиков увидишь весной!
(81 слово)
Наступила весна. Вернулись из тёплых стран птицы. Строят заботливые самцы и самочки уютные гнёздышки для птенцов.
На сучке берёзы устроили гнездо зяблики. Оно словно слилось с деревом. Сразу его и не заметишь. В стенки гнезда птички вплели берёзовую кору. Славное получилось гнёздышко! Ещё лучше гнездо у иволги. Точно корзиночка висит в ветвях деревьев. А зимородок смастерил свой домик в обрывистом берегу реки. Он выкопал клювом норку и устроил в ней гнёздышко. Внутри выстлал его рыбьими косточками.
Много чудесных домиков увидишь весной! (81 слово)
Пояснение. Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов.
Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка.
Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл.
2. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
Пояснение. Он выкопал клювом норку и устроил в ней гнёздышко.
3. Выпиши из текста 7-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является. (ВАРИАНТ с подчеркнутыми однородными членами и удобно подписанными частями речи)
Пояснение. предл.В сущ.стенки сущ.гнезда сущ.птички глаг.вплели прил.берёзовую сущ.кору.
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Весела, щавель, занял, каталог.
Пояснение. Весела́, щаве́ль, за́нял, катало́г.
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.
Наш чистый дворик окружён ветхим забором.
Пояснение. В слове «забором» все согласные звуки звонкие.
Ответ: забором.
6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
(1)Если вы будете внимательно рассматривать цветы, то обязательно заметите, что многие из них похожи на бабочек. (2)Лепестки цветов — чем не крылья бабочек? (3)Они так же воздушны, нежны и великолепно окрашены. (4)Несмотря на то что бабочки — это насекомые, а цветок — часть растения, сходство очевидно.
(5)Когда светит солнце, цветы раскрываются. (6)Бабочки, пчёлы и другие насекомые порхают в прозрачном тёплом воздухе. (7)Но как только начинается дождь и становится прохладно, бо́льшая часть цветков закрывается. (8)Бабочки прячутся, пчёлы остаются в ульях. (9)И цветы, и насекомые — все любят свет и тепло.
(10)Цветы дают насекомым сладкий нектар, из которого пчёлы делают душистый мёд. (11)Кроме нектара пчёлы собирают ещё и пыльцу, чтобы кормить личинок. (12)В то же время большинство цветов не могли бы образовывать плоды и семена, если бы не было насекомых. (13)Ведь, когда насекомые забираются в цветок, они измазывают своё мохнатое тельце пыльцой. (14)Потом переносят её в другой цветок, на рыльце пестика. (15)Так, сами того не замечая, насекомые опыляют цветы. (16)Цветы и насекомые созданы друг для друга, они связаны неразрывными узами.
(По Г. Громану)
Пояснение. Цветы и насекомые созданы друг для друга.
7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Пояснение. 1. Цветы похожи на бабочек.
2. Цветы и насекомые любят тепло и солнце.
3. Цветы и насекомые созданы друг для друга.
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Пояснение. Чем цветы похожи на бабочек?
Что любят цветы и насекомые?
Как насекомые опыляют цветы?
Как связаны между собой цветы и насекомые?
9. Как ты понимаешь значение слова «улей» из 8-го предложения? Запиши своё объяснение.
Пояснение. Улей — это специальный ящик (домик) для пчёл.
10. Замени слово «душистый» (из 10-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.
Пояснение. Душистый — пахучий, ароматный.
11. В 7-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
Пояснение.
12. Выпиши из 8-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Пояснение. 1. Формы имён существительных: бабочки, пчёлы, (в) ульях.
2. Морфологические признаки одной из форм, например:
бабочки — ж. р., 1-е скл., мн. ч., им. п.;
пчёлы — ж. р., 1-е скл., мн. ч., им. п.;
(в) ульях — м. р., 2-е скл., мн. ч., предл. п.
13. Выпиши из 10-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Пояснение. 1. Формы имён прилагательных: сладкий (нектар), душистый (мёд).
2. Морфологические признаки одной из форм, например:
сладкий (нектар) — ед. ч., м. р., вин. п.;
душистый (мёд) — ед. ч., м. р., вин. п.
14. Выпиши из 13-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
Пояснение. Забираются, измазывают.
15. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Семь пятниц на неделе.
Пояснение. Выражение «Семь пятниц на неделе», будет уместно в ситуации, когда девочкам поручили организацию новогоднего концерта, а они каждый день принимают новое решение о дате его проведения.