Готовимся к ВПР по русскому языку
1. Запиши текст под диктовку.
Раннее утро. На траве лежит роса. Над озером Долгим повис туман. В камышах застыли с удочками рыбаки.
Птички качаются на тонких ветвях деревьев. Их чудесные песни торопят восход солнца. И вот ивы и камыши окрасились в нежный розовый цвет. В озере вдруг сильно ударила щука. По воде побежали круги.
Первый солнечный луч упал в озеро. Остались от тумана только белые клочья. Рыбаки поднялись и пошли домой.
На берегу озера спит деревня. Подал голос первый петух. Его крик разбудил деревенских жителей. (80 слов)
2. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
3. Выпиши из текста 5-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Документы, звонят, позвала, сантиметр.
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово
Апрельский воздух пахнет берёзовой корой.
6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
(1)Зимним утром я пошёл на лыжах в лес. (2)Лес вокруг стоял тихий и холодный. (3)Казалось, всё живое замёрзло — ни звука, ни шороха. (4)Вдруг я услышал странную песенку, будто ветерок ударил друг о друга подвесками хрустальной люстры.
(5)На еловой веточке я разглядел крохотную птичку размером со стрекозу. (6)Спинка и хвостик оливково-зелёные, шейка и грудь жёлто-белые, голова маленькая, глазки чёрные, а ото лба до темени тянется оранжево-жёлтый хохолок, ограниченный с боков двумя чёрными полосами. (7)«А я тебя знаю! — сказал я. — Ты желтоголовый королёк!» (8)Заметив, что я остаюсь на месте, королёк принялся отряхиваться. (9)Хвостиком дёргает, крылышками взмахивает, снежинки с них летят во все стороны. (10)Хорош утренний душ!
(11)Королёк не улетает на юг и не замерзает в заснеженном лесу. (12)Секрет прост: желтоголовый королёк склёвывает мельчайших насекомых, забившихся в основание хвоинок. (13)А лютый мороз для него не беда. (14)Шуба у птички отличная, и воздух между сильно распушёнными пёрышками хорошо защищает даже в самые жгучие январские морозы. (15)Так что, видимо, не все маленькие птицы плохо переносят голод и холод.
7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
9. Как ты понимаешь значение слова «лютый» из 13-го предложения? Запиши своё объяснение
10. Замени слово «крохотная» («крохотную») из 5-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
11. В 1-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
12. Выпиши из 11-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор)
13. Выпиши из 4-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
14. Выпиши из 9-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
15. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Вариант 11
ОТВЕТЫ
1. Запиши текст под диктовку.
Раннее утро. На траве лежит роса. Над озером Долгим повис туман. В камышах застыли с удочками рыбаки.
Птички качаются на тонких ветвях деревьев. Их чудесные песни торопят восход солнца. И вот ивы и камыши окрасились в нежный розовый цвет. В озере вдруг сильно ударила щука. По воде побежали круги.
Первый солнечный луч упал в озеро. Остались от тумана только белые клочья. Рыбаки поднялись и пошли домой.
На берегу озера спит деревня. Подал голос первый петух. Его крик разбудил деревенских жителей. (80 слов)
Раннее утро. На траве лежит роса. Над озером Долгим повис туман. В камышах застыли с удочками рыбаки.
Птички качаются на тонких ветвях деревьев. Их чудесные песни торопят восход солнца. И вот ивы и камыши окрасились в нежный розовый цвет. В озере вдруг сильно ударила щука. По воде побежали круги.
Первый солнечный луч упал в озеро. Остались от тумана только белые клочья. Рыбаки поднялись и пошли домой.
На берегу озера спит деревня. Подал голос первый петух. Его крик разбудил деревенских жителей. (80 слов)
Пояснение. Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов.
Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка.
Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл.
2. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
Пояснение.
Рыбаки поднялись и пошли домой.
3. Выпиши из текста 5-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
Пояснение.
сущ.Птички глаг.качаются предл. на прил.тонких сущ.ветвях сущ.деревьев.
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Документы, звонят, позвала, сантиметр.
Пояснение.
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово
Апрельский воздух пахнет берёзовой корой.
Пояснение. В слове «берёзовой» все согласные звуки звонкие.
Ответ: берёзовой.
6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
(1)Зимним утром я пошёл на лыжах в лес. (2)Лес вокруг стоял тихий и холодный. (3)Казалось, всё живое замёрзло — ни звука, ни шороха. (4)Вдруг я услышал странную песенку, будто ветерок ударил друг о друга подвесками хрустальной люстры.
(5)На еловой веточке я разглядел крохотную птичку размером со стрекозу. (6)Спинка и хвостик оливково-зелёные, шейка и грудь жёлто-белые, голова маленькая, глазки чёрные, а ото лба до темени тянется оранжево-жёлтый хохолок, ограниченный с боков двумя чёрными полосами. (7)«А я тебя знаю! — сказал я. — Ты желтоголовый королёк!» (8)Заметив, что я остаюсь на месте, королёк принялся отряхиваться. (9)Хвостиком дёргает, крылышками взмахивает, снежинки с них летят во все стороны. (10)Хорош утренний душ!
(11)Королёк не улетает на юг и не замерзает в заснеженном лесу. (12)Секрет прост: желтоголовый королёк склёвывает мельчайших насекомых, забившихся в основание хвоинок. (13)А лютый мороз для него не беда. (14)Шуба у птички отличная, и воздух между сильно распушёнными пёрышками хорошо защищает даже в самые жгучие январские морозы. (15)Так что, видимо, не все маленькие птицы плохо переносят голод и холод.
Пояснение. Не все маленькие птицы плохо переносят голод и холод.
7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Пояснение. 1. Лыжная прогулка в лес.
2. Встреча с крохотной птичкой.
3. Зимний секрет королька.
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Пояснение. В какое время года произошла встреча с корольком?
С каким насекомым можно сравнить королька по размеру?
Чем питается зимой королёк?
Что спасает королька от лютых морозов?
9. Как ты понимаешь значение слова «лютый» из 13-го предложения? Запиши своё объяснение
Пояснение. Лютый — очень сильный.
10. Замени слово «крохотная» («крохотную») из 5-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
Пояснение. Крохотная — маленькая, миниатюрная, небольшая.
11. В 1-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
Пояснение. В правильном ответе должно быть выписано слово и обозначены его части:
зим
нимКорень — главная значимая часть слова, в которой можно найти значение всех однокоренных слов.
Приставка — значимая часть слова, которая стоит перед корнем.
Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием.
Окончание — часть слова, которая образует новые формы этого слова, стоит после корня или после суффикса.
Основа — часть слова без окончания.
12. Выпиши из 11-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор)
Пояснение. 1. Формы имён существительных: королёк, (на) юг, (в) лесу.
2. Морфологические признаки одной из форм, например:
королёк — м. р., 2-е скл., ед. ч., им. п.;
(на) юг — м. р., 2-е скл., ед. ч., вин. п.;
(в) лесу — м. р., 2-е скл., ед. ч., предл. п.
13. Выпиши из 4-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Пояснение. 1) Формы имён прилагательных: странную (песенку), хрустальной (люстры).
2) Морфологические признаки одной из форм, например:
странную (песенку) — ед. ч., ж. р., вин. п.;
хрустальной (люстры) — ед. ч., ж. р., род. п.
14. Выпиши из 9-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
Пояснение. Дёргает, взмахивает, летят.
15. Подумай и напиши, в какой ситуации уместно будет употребить выражение В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Пояснение. Выражение В чужой монастырь со своим уставом не ходят будет уместно в ситуации, когда девочка пришла к подруге на день рождения и стала её учить, как лучше украшать стол, какие игры устраивать, в результате обидела именинницу.