Готовимся к ВПР
русский язык
Вариант 10
1. Запиши текст под диктовку. (ПЛЕЕР)
В зоопарке брат тянет нас к забавным обезьянам. Мы наблюдаем за ловкими прыжками и играми мартышек.
Я люблю смотреть на разных зверей и птиц. Мне очень нравятся африканские слоны и жирафы. Часто я стою у огромной клетки с обычными птицами. Они мало кому интересны. Многие из них водятся в любом городе.
Но на ветке высокого тополя не разглядишь снегиря с алой грудкой. И синица в кустах у подъезда не подпустит близко, улетит. А тут все птички видны как на ладони! (80 слов)
2. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
3. Выпиши из текста 2-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Ожили, щавель, отдала, сироты.
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово.
Мой сосед очень любит играть на гитаре.
6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
(1)В одной из египетских пирамид археологи нашли небольшой металлический диск. (2)Его отправили в химическую лабораторию и выяснили, что загадочный предмет является зеркалом.
(3)Египетские зеркала были бронзовыми, но они давали нечёткое изображение и быстро темнели. (4)Египтяне делали и серебряные зеркала, в которых изображение было отчётливым, однако серебро со временем тоже тускнело. (5)Потом придумали стальные зеркала — и они быстро мутнели. (6)Наконец, в Венеции изготовили первое стеклянное зеркало, и долгое время венецианские мастера никому не раскрывали свой секрет. (7)Позднее французы нашли способ выделки больших зеркал из специального стекла. (8)На одно стекло уходило сто часов ручного труда. (9)Тогда же появилась мода украшать зеркалами комнаты, залы во дворцах. (10)Сегодня зеркальные стёкла вставляют в витрины магазинов, окна музеев, кораблей, автомобилей. (11)Делают и двусторонние cтёкла: зеркало с одной стороны и прозрачное стекло — с другой.
(12)Свойство зеркала «ловить» световые лучи и менять их направление стало применяться в научных лабораториях, в медицине, в военном деле. (13)Вогнутое зеркало используется и в осветительных приборах: электрических фонариках, больших фонарях, маяках, светофорах, прожекторах. (14)Вот такой интересный и нужный предмет — обыкновенное зеркало.
7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
9. Как ты понимаешь значение слова «маяк» («маяках») из 13-го предложения? Запиши своё объяснение.
10. Замени слово «обыкновенный» (из 14-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.
11. В 5-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
12. Выпиши из предложения 1 все имена существительныe в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
13. Выпиши из 2-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
14. Выпиши из 9-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
15. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Лучше поздно, чем никогда.
Ответы:
1. Запиши текст под диктовку.
В зоопарке брат тянет нас к забавным обезьянам. Мы наблюдаем за ловкими прыжками и играми мартышек.
Я люблю смотреть на разных зверей и птиц. Мне очень нравятся африканские слоны и жирафы. Часто я стою у огромной клетки с обычными птицами. Они мало кому интересны. Многие из них водятся в любом городе.
Но на ветке высокого тополя не разглядишь снегиря с алой грудкой. И синица в кустах у подъезда не подпустит близко, улетит. А тут все птички видны как на ладони! (80 слов)
В зоопарке брат тянет нас к забавным обезьянам. Мы наблюдаем за ловкими прыжками и играми мартышек.
Я люблю смотреть на разных зверей и птиц. Мне очень нравятся африканские слоны и жирафы. Часто я стою у огромной клетки с обычными птицами. Они мало кому интересны. Многие из них водятся в любом городе.
Но на ветке высокого тополя не разглядишь снегиря с алой грудкой. И синица в кустах у подъезда не подпустит близко, улетит. А тут все птички видны как на ладони! (80 слов)
Пояснение. Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов.
Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка.
Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл.
----------
Дублирует задание 698.
2. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
Пояснение.
Мне очень нравятся африканские слоны и жирафы.
3. Выпиши из текста 2-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
Пояснение.
мест.Мы глаг.наблюдаем предл. за прил.ловкими сущ.прыжками союз и сущ.играми сущ.мартышек.
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Ожили, щавель, отдала, сироты.
Пояснение.
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпиши это слово.
Мой сосед очень любит играть на гитаре.
Пояснение. В слове «сосед» все согласные звуки глухие.
Ответ: сосед.
6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
(1)В одной из египетских пирамид археологи нашли небольшой металлический диск. (2)Его отправили в химическую лабораторию и выяснили, что загадочный предмет является зеркалом.
(3)Египетские зеркала были бронзовыми, но они давали нечёткое изображение и быстро темнели. (4)Египтяне делали и серебряные зеркала, в которых изображение было отчётливым, однако серебро со временем тоже тускнело. (5)Потом придумали стальные зеркала — и они быстро мутнели. (6)Наконец, в Венеции изготовили первое стеклянное зеркало, и долгое время венецианские мастера никому не раскрывали свой секрет. (7)Позднее французы нашли способ выделки больших зеркал из специального стекла. (8)На одно стекло уходило сто часов ручного труда. (9)Тогда же появилась мода украшать зеркалами комнаты, залы во дворцах. (10)Сегодня зеркальные стёкла вставляют в витрины магазинов, окна музеев, кораблей, автомобилей. (11)Делают и двусторонние cтёкла: зеркало с одной стороны и прозрачное стекло — с другой.
(12)Свойство зеркала «ловить» световые лучи и менять их направление стало применяться в научных лабораториях, в медицине, в военном деле. (13)Вогнутое зеркало используется и в осветительных приборах: электрических фонариках, больших фонарях, маяках, светофорах, прожекторах. (14)Вот такой интересный и нужный предмет — обыкновенное зеркало.
Пояснение. Вот такой интересный и нужный предмет — обыкновенное зеркало.
7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Пояснение. 1. Загадочный предмет. ИЛИ Находка в египетской пирамиде.
2. Какие зеркала изготавливали раньше, и какие — сейчас.
3. Использование ценного свойства зеркала.
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Пояснение. Какие зеркала изготавливали в древности?
Где использовались большие зеркала? А зеркальные стёкла?
Какие необычные зеркальные стёкла изготавливают сегодня?
Какое важное свойство зеркала используют в медицине, в военном деле?
В какие приборы вставляют вогнутое зеркало?
9. Как ты понимаешь значение слова «маяк» («маяках») из 13-го предложения? Запиши своё объяснение.
Пояснение. Маяк — высокое сооружение, башня с сигнальными огнями, ориентир для судов.
10. Замени слово «обыкновенный» (из 14-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.
Пояснение. Обыкновенный — обычный, простой, привычный.
11. В 5-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
Пояснение. В правильном ответе должно быть выписано слово и обозначены его части:
сталь
ныеКорень — главная значимая часть слова, в которой можно найти значение всех однокоренных слов.
Приставка — значимая часть слова, которая стоит перед корнем.
Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием.
Окончание — часть слова, которая образует новые формы этого слова, стоит после корня или после суффикса.
Основа — часть слова без окончания.
12. Выпиши из предложения 1 все имена существительныe в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Пояснение. 1. Формы имён существительных: (из) пирамид, археологи, диск.
2. Морфологические признаки одной из форм, например:
(из) пирамид — ж. р., 1-е скл., мн. ч., род. п.;
археологи — м. р., 2-е скл., мн. ч., им. п.;
диск — м. р., 2 -е скл., ед. ч., вин. п.
13. Выпиши из 2-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Пояснение. 1. Формы имён прилагательных: (в) химическую (лабораторию), загадочный (предмет).
2. Морфологические признаки одной из форм, например:
(в) химическую (лабораторию) — ед. ч., ж. р., вин. п.; загадочный (предмет) — ед. ч., м. р., им. п.
14. Выпиши из 9-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
Пояснение. Появилась, украшать.
15. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Лучше поздно, чем никогда.
Пояснение. Выражение Лучше поздно, чем никогда будет уместно в ситуации, когда мой младший брат не сразу признался родителям, что получил двойку в школе.