Часть 2
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Дала, изредка, квартал, положить.
Решение
- В слове «дала» ударение ставится на 2-ой слог – далА́.
- В слове «изредка» ударение ставится на первый слог – И́зредка.
- В слове «квартал» ударение ставится на второй слог – квартА́л.
- В слове «положить» ударение падает на слог с буквой И — положИ́ть
Ответ
далА́, И́зредка, квартА́л, положИ́ть
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.
Лучи солнца наконец достигли глубины чащи.
Решение
В приведенном предложении в слове «глубины» все согласные звуки звонкие.
Сделаем фонетический разбор этого слова для подтверждения:
Ответ
глубины
Прочитай текст и выполни задания 6 — 14. Запиши ответы на отведённых для этого строчках. |
---|
(1)Есть такое растение – высокое, с красными цветками, собранными в
большие стоячие кисти. (2)Называется оно кипрей. (3)Ещё недавно его считали сорной травой. (4)Лесники безжалостно вырывали кипрей рядом с молодыми сосенками, потому что считали, будто кипрей заглушает слабые побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.(5)Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, не могут бороться с холодом. (6)От первых же утренних морозов в начале осени они погибают. (7)Учёные начали искать причину этого и наконец нашли. (8)Оказалось, что кипрей очень тёплый цветок. (9)Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет, потому что вокруг цветка стоит тёплый воздух. (10)Он выделяет из себя теплоту, причём обогревает не только воздух, но и почву. (11)И в этой теплоте растут без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их глубоким снегом.
(12)Кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами: это их сторож, их защитник, их нянька. (13)Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой. (14)Вот такой самоотверженный цветок!
(По К.Г. Паустовскому)
6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ
Никогда не стоит судить о чем-либо, не проверив. В природе нет ничего лишнего. Каждое растение для чего-то нужно.
7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
План
- Вырывание кипрея рядом с молодыми сосенками.
- Гибель сосенок в начале осени.
- Кипрей — защитник.
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Ответ
- Почему не нужно вырывать кипрей растущий рядом с молодыми сосенками?
9. Как ты понимаешь значение слова «сторож» из 12-го предложения? Запиши своё объяснение.
Сторож - это
Ответ
Сторож — это защитник.
10. Замени слово «сорная» («сорной») из 3-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
Сорная -
Ответ
Сорная — вредная.
11. В 6-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
12. Выпиши из 1-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Ответ
- растение — ср. род; 2 склонение, ед.ч., Им.п.
- цветками
- кисти
13. Выпиши из 4-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Ответ
- (с) молодыми (сосенками) — мн.ч., Т.п.
- слабые (побеги) — мн.ч., В.п.
14. Выпиши из 9-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
Ответ
- ударит
- посеребрит
- стоит
15. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение: Лучше поздно, чем никогда.
Ответ: Выражение Лучше поздно, чем никогда будет уместно в ситуации, когда
Ответ
Выражение Лучше поздно, чем никогда будет уместно в ситуации, когда опоздал с поздравлением друга. Когда вернули твою вещь не в срок.
Часть 2
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Алфавит, брала, поняла, позвонишь.
Ответ
Алфави́т, брала́, поняла́, позвони́шь.
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.
С палубы катера хорошо видишь берега.
Ответ
берега
Прочитай текст и выполни задания 6 — 14. Запиши ответы на отведённых для этого строчках. |
---|
(1)Есть в дубе что-то похожее на скалу: он такой же могучий и величественный. (2)Осенью с шумом падают сквозь облетающую листву созревшие жёлуди и остаются лежать там, куда упали. (3)Плохи были бы дела у дуба с его неуклюжими плодами. (4)Как бы он мог расселяться, если бы позволил своим плодам просто падать вниз, как камни? (5)Сами жёлуди не могут сдвинуться с места. (6)А из них должны вырасти молодые крепкие дубки, которым нужен свет и воздух.
(7)Но там, где растёт дуб, живёт птичка – сойка. (8)Она красивая, крупная, её часто можно увидеть с жёлудем в клюве. (9)Однако съесть все жёлуди сойки не могут. (10)Осенью птицы пытаются часть из них спрятать. (11)Садится сойка на землю, выкапывает своим крепким клювом ямку и прячет туда жёлудь. (12)Возможно, сойка собирается потом достать его. (13)Но через некоторое время птица уже забывает, где она его закопала. (14)Сойка не знает, что жёлудь – это плод. (15)В её тайнике он с радостью начинает прорастать.
(16)Дуб кормит сойку, и сойка за это повсюду сажает дубы. (17)Так мудрая природа дала в компанию дубу эту замечательную птицу.
(По Г. Громану)
6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ
В природе всё взаимосвязано: дуб не может вырасти без сойки, а сойка не может жить без дуба.
7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
План
- Неуклюжие плоды дуба.
- Сойка и жёлуди.
- Дружба сойки и дуба.
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Ответ
- Почему жёлуди прорастают далеко от дуба?
- Кто и как помогает желудям сдвинуться с места?
- Почему сойка поселяется там, где растут дубы?
- В чём заключается дружба сойки и дуба?
9. Как ты понимаешь значение слова «скала» из 1-го предложения? Запиши своё объяснение.
Скала – это
Ответ
Скала – это каменная гора с отвесными крутыми склонами.
10. Замени слово «могучий» из 1-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
Могучий -
Ответ
Могучий – сильный, мощный.
11. В 6-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
12. Выпиши из 3-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Ответ
- дела – ср. р., 2-е скл., мн. ч., им. п.;
- (у) дуба – м. р., 2-е скл., ед. ч., род. п.;
- (с) плодами – м. р., 2-е скл., мн. ч., тв. п.
13. Выпиши из 17-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Ответ
- мудрая (природа) – ед. ч., ж. р., им. п.;
- замечательную (птицу) – ед. ч., ж. р., вин. п.
14. Выпиши из 11-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
Ответ
- садится,
- выкапывает,
- прячет
15. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение: Семеро одного не ждут.
Ответ: Выражение Семеро одного не ждут будет уместно в ситуации, когда
Ответ
Выражение Семеро одного не ждут будет уместно в ситуации, когда весь класс собрался на экскурсию в музей, ребята долго ждали Васю, который всегда опаздывает, и ушли без него.
Часть 2
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Сантиметр, ожил, позвонишь, документ.
Решение
- В слове «сантиметр» ударение ставится на 3-ой слог – сантимЕ́тр.
- В слове «ожил» ударение ставится на первый слог – О́жил.
- В слове «позвонишь» ударение ставится на второй слог – позвонИ́шь.
- В слове «документ» ударение падает на слог с буквой И — докумЕ́нт
Ответ
сантимЕ́тр, О́жил, позвонИ́шь, докумЕ́нт
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.
По вечерам у театра зажигали фонари.
Решение
В приведенном предложении в слове «зажигали» все согласные звуки звонкие. Сделаем фонетический разбор этого слова для подтверждения:
Ответ
зажигали
Прочитай текст и выполни задания 6 — 14. Запиши ответы на отведённых для этого строчках. |
---|
(1)Берёза – одно из самых распространённых и любимых деревьев в России. (2)Красавицей русских лесов называют её люди. (3)Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она прекрасна в любой сезон. (4)О берёзе сложено много песен, былин, преданий. (5)Русскими художниками созданы десятки живописных картин, изображающих её.
(6)Зацветает берёзка на исходе апреля. (7)Цветки у неё скромные – серёжки, а семена берёзы, созревающие в них, легко разносятся ветром по земле. (8)Она хорошо приживается там, где с трудом растут другие деревья, – на лесных вырубках и пожарищах. (9)Вырастает берёза быстро, и вскоре на таких местах появляются молодые рощи.
(10)Без берёзы нельзя представить себе жизнь наших предков. (11)Всё из берёзы шло в дело. (12)Источником света в жилищах на протяжении многих веков служила берёзовая лучина. (13)Из почек готовили лекарства, из ветвей делали мётлы и веники, из древесины изготовляли мебель. (14)А берёзовые дрова служили отличным топливом для печки. (15)Из берёсты умельцы мастерили лукошки для сбора грибов и ягод. (16)На ней же наши предки делали свои записи, которые хорошо сохранились до настоящего времени и известны как «берестяные грамоты».
(По книге «Что такое? Кто такой?»)
6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ
Берёза – одно из самых любимых деревьев в России.
7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
План
- Красавица русских лесов.
- Размножение берёзы.
- Использование берёзы.
План 2
- Берёза – одно из самых любимых деревьев в России.
- Описание березы.
- Без берёзы нельзя представить себе жизнь наших предков.
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Ответ
Могут быть заданы следующие вопросы по содержанию текста
- Почему берёзу называют красавицей русских лесов?
- Как размножается берёза?
- Как берёза использовалась в хозяйстве?
- Что делали люди из берёзы?
- Что сегодня делают из березы?
9. Как ты понимаешь значение слова «берёста» из 15-го предложения? Запиши своё объяснение.
Береста - это
Ответ
Береста — это кора березы.
Или
Береста — это верхний слой коры березы.
10. Замени слово «молодые» (из 9-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.
Молодые -
Ответ
Молодые – юные, новые.
11. В 6-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
Ответ
12. Выпиши из 3-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Ответ
- ветвями – ж. р., 3-е скл., мн. ч., тв. п.;
- кроной – ж. р., 1-е скл., ед. ч., тв. п.;
- сезон – м. р., 2-е скл., ед. ч., вин. п.
13. Выпиши из 14-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Ответ
- берёзовые (дрова) – мн. ч., им. п.;
- отличным (топливом) — ед.ч., ср.р, тв.п.
14. Выпиши из 9-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
Ответ
- вырастает
- появляются
15. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение: В гостях хорошо, а дома лучше.
Ответ: Выражение В гостях хорошо, а дома лучше будет уместно в ситуации, когда
Ответ
Выражение В гостях хорошо, а дома лучше будет уместно в ситуации, когда ты возвращаешься домой после летних каникул. Там, где ты отдыхал, было хорошо, но ты скучал по своим друзьям, родным, по своему дому.
Выражение В гостях хорошо, а дома лучше будет уместно в ситуации, когда возвращаешься домой после поездки.
Часть 2
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Алфавит, звонит, понял, краны.
Ответ
Алфави́т, звони́т, по́нял, кра́ны.
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.
Колосья спелой пшеницы приклонились к земле.
Ответ
земле
Прочитай текст и выполни задания 6 — 14. Запиши ответы на отведённых для этого строчках. |
---|
(1)Как-то осенью принесли нам ежа. (2)Вывалили его из корзины на пол, и он лежал, не двигаясь, как колючий шар. (3)А потом этот шар зашевелился, из него выглянули нос пятачком и два глаза. (4)Ёжик распрямился, встал на коротенькие лапки и быстро-быстро побежал под шкаф! (5)На бегу он так забавно сопел и хрюкал, что мы принялись хохотать.
(6)Ёж прожил у нас всю зиму, и мы с ним подружились. (7)Любил ёж поспать помягче, укрыться потеплее, поэтому под шкафом у него стояла коробка с куском фланели, в которую наш соня ловко закутывался. (8)Но этого ёжику было мало, и он тащил к себе всё тёпленькое, что плохо лежало. (9)Потерялся носовой платок, мы не можем найти мохнатую варежку – надо искать у ежа.
(10)А однажды наша бабушка сунула ногу в валенок и закричала от испуга: что-то пребольно укололо её! (11)Оказалось, там сидит ёж. (12)Бабушка вытряхивает незваного гостя, а он не вытряхивается. (13)Пролезть в тёплый валенок было легко, колючки не мешали, а повернуться там невозможно, и пятиться нельзя – колючки не пускают. (14)Пришлось разрезать валенок, чтобы вытащить ёжика на свет! (15)Конечно, как друга не выручить из беды!
(Из альманаха для семейного чтения)
6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ
Друзей надо выручать из беды.
7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
План
- Оживший колючий шар / Забавный ёжик.
- Ёж тащил к себе в коробку тёплые вещи.
- Ёжик застрял в бабушкином валенке! / Спасение ёжика.
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Ответ
- На что был похож ёжик, когда его только принесли в дом?
- Почему ёжик тащил к себе в коробку тёплые вещи?
- Почему потерянные тёплые вещи люди искали в ежиной коробке?
- Почему ёжик не смог сам выбраться из бабушкиного валенка?
9. Как ты понимаешь значение слова «пятиться» из 13-го предложения? Запиши своё объяснение.
Пятиться – это
Ответ
Пятиться – значит отступать, отодвигаться назад.
10. Замени слово «забавно» из 5-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
Забавно -
Ответ
Забавно – смешно, комично, потешно.
11. В 12-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
12. Выпиши из 4-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Ответ
- ёжик – м. р., 2-е скл., ед. ч., им. п.;
- (на) лапки – ж. р., 1-е скл., мн. ч., вин. п.;
- (под) шкаф – м. р., 2-е скл., ед. ч., вин. п.
13. Выпиши из 9-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Ответ
- носовой (платок) – ед. ч., м. р., им. п.;
- мохнатую (варежку) – ед. ч., ж. р., вин. п.
14. Выпиши из 5-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
Ответ
- сопел,
- хрюкал,
- принялись,
- хохотать
15. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Ответ: Выражение За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь будет уместно в ситуации, когда
Ответ
Выражение За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь будет уместно в ситуации, когда мой друг на олимпиаде по математике взялся решить сразу две трудные задачи и не решил верно ни одной.
Часть 2
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Документ, гнала, начали, цепочка.
Ответ
Докуме́нт, гнала́, на́чали, цепо́чка.
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.
Отважная лодка плывёт по морским волнам.
Ответ
волнам
Прочитай текст и выполни задания 6 — 14. Запиши ответы на отведённых для этого строчках. |
---|
(1)Хороша бамбуковая удочка – лёгкая, гибкая, прочная. (2)А представьте себе «удилище», которое достаёт до девятого этажа, с толщиной основания тридцать сантиметров! (3)Вы скажете, что таких удилищ не может быть. (4)Конечно. (5)Но если бы какой-нибудь сказочный великан захотел иметь такое удилище, он вполне мог бы его получить, потому что некоторые бамбуки вырастают до сорока метров в высоту.
(6)Бамбук – самый большой в мире злак. (7)Можно сказать, это самая высокая трава на земном шаре. (8)Родственниками бамбука являются пшеница, рожь и кукуруза. (9)Но его, в отличие от них, называют древовидным злаком. (10)Как правило, он произрастает в жарких странах, где много солнечных лучей и влаги. (11)К тому же растёт он очень быстро. (12)Например, в родном Вьетнаме бамбук прибавляет в росте до двух метров в день. (13)Возможно, поэтому он и вырастает таким большим.
(14)В тёплых странах бамбука очень много, и его широко используют в хозяйстве. (15)Мягкие молодые побеги идут в пищу. (16)Из более жёсткого бамбука делают обои, бумагу, ткани и мебель, а из самых крупных и твёрдых растений даже строят дома и мосты.
(По книге «Что такое? Кто такой?»)
6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ
Бамбук – самый большой в мире злак.
7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
План
- Удочка для великана.
- Самый большой в мире злак.
- Использование бамбука.
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Ответ
- Может ли бамбуковая удочка быть длиной в сорок метров?
- Что общего у бамбука и пшеницы?
- Насколько быстро растёт бамбук?
- Как используют бамбук в хозяйстве?
9. Как ты понимаешь значение слова «страна» из 10-го предложения? Запиши своё объяснение.
Страна – это
Ответ
Страна – это местность, область, государство.
10. Замени слово «гибкий» из 1-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.
Гибкий -
Ответ
Гибкий – упругий, эластичный.
11. В 12-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
Ответ
12. Выпиши из 14-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Ответ
- (в) странах – ж. р., 1-е скл., мн. ч., предл. п.;
- бамбука – м. р., 2-е скл., ед. ч., род. п.;
- (в) хозяйстве – ср. р., 2-е скл., ед. ч., предл. п.
13. Выпиши из 10-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Ответ
- (в) жарких (странах) – мн. ч., предл. п.;
- солнечных (лучей) – мн. ч., род. п.
14. Выпиши из 16-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
Ответ
- делают,
- строят
15. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение: Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Ответ: Выражение Хочешь есть калачи – не сиди на печи будет уместно в ситуации, когда
Ответ
Выражение Хочешь есть калачи – не сиди на печи будет уместно в ситуации, когда девочка мечтает научиться хорошо рисовать акварелью, но не хочет
переделывать неудачные работы, не любит мыть кисточки и менять воду.