суббота, 13 января 2024 г.

ГОТОВИМСЯ К ВПР


Русский язык
Вариант 4
Диктант (плеер)

1.  Запиши текст под диктовку.

 

Тыкву любят во всём мире. Но тыква не овощ. Это вкусная ягода! У неё есть плотная корочка и сочная мякоть. Самая маленькая тыква весит меньше килограмма. А крупная бывает больше ста килограммов. Мы узнаём тыкву по радостному оранжевому цвету. А бывают ещё синие, зелёные, кремовые тыквы.

В жарких странах с помощью тыквы ловят обезьян. В тыкве сверлят маленькую дырочку. В неё насыпают рис.

Обезьяна запускает в дырочку лапку, берёт рис. Но лапку с рисовым зерном она не вытащит. Слишком узко!

 

(80 слов)

2.  Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.

3.  Выпиши из текста 7-е предложение.

 

1)  Подчеркни в нём главные члены.

2)  Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

4.  Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

Договор, повторит, начала, красивее.

5.  В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.

У деревянного мостка сидела лупоглазая лягушка.

6.  Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

(1)Владимир Иванович Даль, автор великого «Толкового словаря живого великорусского языка», знаком каждому школьнику. (2)Но мало кто знает, что этот удивительный человек был ещё и профессиональным моряком, врачом-хирургом, инженером, добросовестным чиновником. (3)При этом всю жизнь славился умелыми руками: и парусник из дерева вырежет, и крестьянскую борону починит… (4)Почему же Даль был таким талантливым и разносторонним человеком?

(5)Отец Даля был учён, умён, справедлив. (6)И в их семье также ценились образованность, ум, справедливость. (7)Такой дух в доме воспитывает не меньше, чем долгие и ласковые родительские разговоры. (8)Мать Даля много читала, знала языки, пела, играла на фортепиано. (9)У неё были изумительно искусные руки, способные ко всякому ремеслу. (10)Владимир перенял у матери умелые руки. (11)И даже большего достиг: левой и правой владел одинаково. (12)Мать всегда учила детей всему, что знала сама. (13)Говорила: «Всякое знание, которое на пути встретится, надобно зацеплять. (14)Наперёд никак не скажешь, что завтра в жизни пригодится».

(15)Владимиру Далю достался в наследство от родителей талант зацеплять знание, именно поэтому он легко и бесстрашно менял профессии  — и в каждой преуспевал.

 

(По М. Булатову, В. Порудоминскому)

7.  Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

8.  Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

9.  Как ты понимаешь значение слова «моряк» («моряком») из 2-го предложения? Запиши своё объяснение.

10.  Замени слово «удивительный» из 2-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.

11.  В 4-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

12.  Выпиши из 7-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

13.  Выпиши из 2-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

14.  Выпиши из 3-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.

15.  Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Дружба и братство дороже всякого богатства.

ОТВЕТЫ:

1.  Запиши текст под диктовку.

 

Тыкву любят во всём мире. Но тыква не овощ. Это вкусная ягода! У неё есть плотная корочка и сочная мякоть. Самая маленькая тыква весит меньше килограмма. А крупная бывает больше ста килограммов. Мы узнаём тыкву по радостному оранжевому цвету. А бывают ещё синие, зелёные, кремовые тыквы.

В жарких странах с помощью тыквы ловят обезьян. В тыкве сверлят маленькую дырочку. В неё насыпают рис.

Обезьяна запускает в дырочку лапку, берёт рис. Но лапку с рисовым зерном она не вытащит. Слишком узко!

 

(80 слов)

Расшифровка записи

Тыкву любят во всём мире. Но тыква не овощ. Это вкусная ягода! У неё есть плотная корочка и сочная мякоть. Самая маленькая тыква весит меньше килограмма. А крупная бывает больше ста килограммов. Мы узнаём тыкву по радостному оранжевому цвету. А бывают ещё синие, зелёные, кремовые тыквы.

В жарких странах с помощью тыквы ловят обезьян. В тыкве сверлят маленькую дырочку. В неё насыпают рис.

Обезьяна запускает в дырочку лапку, берёт рис. Но лапку с рисовым зерном она не вытащит. Слишком узко! (80 слов)

Пояснение. Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов.

Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка.

Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл.

2.  Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.

Пояснение. Обезьяна запускает в дырочку лапку, берёт рис.

3.  Выпиши из текста 7-е предложение.

 

1)  Подчеркни в нём главные члены.

2)  Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Пояснение. мест.Мы глаг.узнаём сущ.тыкву предл.по       прил.радостному прил.оранжевому сущ.цвету.

4.  Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

Договор, повторит, начала, красивее.

Пояснение.

Догово́р, повтори́т, начала́, краси́вее

5.  В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.

У деревянного мостка сидела лупоглазая лягушка.

Пояснение. Ответ: деревянного.

6.  Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

(1)Владимир Иванович Даль, автор великого «Толкового словаря живого великорусского языка», знаком каждому школьнику. (2)Но мало кто знает, что этот удивительный человек был ещё и профессиональным моряком, врачом-хирургом, инженером, добросовестным чиновником. (3)При этом всю жизнь славился умелыми руками: и парусник из дерева вырежет, и крестьянскую борону починит… (4)Почему же Даль был таким талантливым и разносторонним человеком?

(5)Отец Даля был учён, умён, справедлив. (6)И в их семье также ценились образованность, ум, справедливость. (7)Такой дух в доме воспитывает не меньше, чем долгие и ласковые родительские разговоры. (8)Мать Даля много читала, знала языки, пела, играла на фортепиано. (9)У неё были изумительно искусные руки, способные ко всякому ремеслу. (10)Владимир перенял у матери умелые руки. (11)И даже большего достиг: левой и правой владел одинаково. (12)Мать всегда учила детей всему, что знала сама. (13)Говорила: «Всякое знание, которое на пути встретится, надобно зацеплять. (14)Наперёд никак не скажешь, что завтра в жизни пригодится».

(15)Владимиру Далю достался в наследство от родителей талант зацеплять знание, именно поэтому он легко и бесстрашно менял профессии  — и в каждой преуспевал.

 

(По М. Булатову, В. Порудоминскому)

Пояснение. В детстве Даля научили учиться, привили желание познавать новое. Это потом очень пригодилось ему в жизни.

7.  Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

Пояснение. 1.  Даль был таким талантливым и разносторонним человеком.

2.  Семейный уклад родительского дома.

3.  Талант «зацеплять знания» помог Далю стать успешным человеком.

8.  Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

Пояснение. Что повлияло на становление разносторонних талантов В. И. Даля?

ИЛИ: Почему Даль был таким талантливым и разносторонним человеком?

ИЛИ: Какой главный талант вынес В. И. Даль из родительского дома?

9.  Как ты понимаешь значение слова «моряк» («моряком») из 2-го предложения? Запиши своё объяснение.

Пояснение. Моряк  — работник флота.

ИЛИ: Моряк  — профессия, связанная с работой на флоте.

10.  Замени слово «удивительный» из 2-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.

Пояснение. Удивительный  — необычный, необыкновенный, поразительный, ошеломляющий, потрясающий.

11.  В 4-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

Пояснение. талант

лив
ым

12.  Выпиши из 7-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

Пояснение. дух  — м. р., 2-е скл., ед. ч., им. п.;

(в) доме  — м. р., 2-е скл., ед. ч., предложн. п.;

разговоры  — м. р., 2-е скл., мн. ч., им. п.

13.  Выпиши из 2-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

Пояснение. удивительный (человек)  — ед. ч., м. р., им. п.;

профессиональным (моряком)  — ед. ч., м. р., тв. п.;

профессиональным (врачом-хирургом)  — ед. ч., м. р., тв. п.;

профессиональным (инженером)  — ед. ч., м. р., тв. п.;

добросовестным (чиновником)  — ед. ч., м. р., тв. п.

14.  Выпиши из 3-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.

Пояснение. Славился, вырежет, починит.

15.  Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Дружба и братство дороже всякого богатства.

Пояснение. Вариант ответа:

 

Выражение Дружба и братство дороже всякого богатства будет уместно в ситуации, когда у ребёнка не так много вещей, игрушек, гаджетов, но есть друзья или сестры и братья, которые всегда ему помогут, не оставят в беде.

 

Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного выражения.

МАТЕМАТИКА:

вариант 7

1.  Найдите значение выражения 30 ⋅ 31.

2.  Найдите значение выражения левая круглая скобка 27 плюс 5 правая круглая скобка умножить на 2 плюс 6.

3.  На рисунке показаны цены на хлебобулочные изделия в магазине. Сколько всего рублей надо заплатить за три нарезных батона и один багет?

 

Запиши решение и ответ.

4.  Футбольный матч начался в 15:30 и продолжался 1 час 50 минут. В котором часу закончился матч?

 

Ответ: в час. мин.

5.  На клетчатой бумаге нарисована фигура. Сторона клетки равна 1 см.

Найди площадь этой фигуры. Ответ дай в кв. см.

В ответе писать единицы измерения не нужно.

6.  На клетчатой бумаге нарисована фигура. Сторона клетки равна 1 см.

Нарисуй по клеточкам прямоугольник, площадь которого равна площади изображённой фигуры.

7.  Подруги прочитали несколько книг из списка литературы, заданной на лето. Количество прочитанных книг по месяцам указано в таблице. Ответь на вопросы.

 

ИюньИюльАвгуст
Катя324
Маша215
Алиса356
Вика321

 

Сколько книг прочитала Алиса в июле?

8.  Подруги прочитали несколько книг из списка литературы, заданной на лето. Количество прочитанных книг по месяцам указано в таблице. Ответь на вопросы.

 

ИюньИюльАвгуст
Катя324
Маша215
Алиса356
Вика321

 

Кто из подруг за лето прочитал книг меньше всех?

9.  Найди значение выражения 1400:5 плюс 435:3.

10.  Аня пришла в магазин стройматериалов и купила восемь маленьких керамических плиток, каждая весом по 200 г, и ещё две большие одинаковые плитки. Сколько граммов весила каждая большая плитка, если общий вес покупки оказался равен 3 кг? Запиши решение и ответ.

11.  Перед командировкой Наталья Владимировна купила костюм, зонт и сапоги, потратив на эти покупки 20 000 рублей. Самая дорогая покупка стоила 11 000 рублей. Самая дешёвая покупка стоила 3000 рублей. А костюм и зонт вместе стоили на 5000 рублей дороже, чем зонт и сапоги вместе.

 

Сколько рублей стоил костюм?

12.  Перед командировкой Наталья Владимировна купила костюм, зонт и сапоги, потратив на эти покупки 20 000 рублей. Самая дорогая покупка стоила 11 000 рублей. Самая дешёвая покупка стоила 3000 рублей. А костюм и зонт вместе стоили на 5000 рублей дороже, чем зонт и сапоги вместе.

 

Сколько рублей стоили сапоги?

13.  Саша написал сочинение о торговом центре около его дома и нарисовал план торгового центра.

Около нашего дома недавно открылся новый торговый центр. Он небольшой, но очень удобный. В нём есть всё самое необходимое. Если войти в него с улицы, то сразу справа находится магазин «Продукты». Слева от входа находится терминал, в котором мама обычно пополняет себе и мне транспортные карты.

Рядом с терминалом расположен магазин «Зоотовары». Раз в неделю, по выходным, папа покупает в нём большую упаковку корма для нашей собаки Дуси и мячики, с которыми она любит гулять, но часто теряет их.

Самое большое помещение в торговом центре занимает магазин «Спорттовары». Он такой большой, потому что, кроме спортивной одежды и обуви, там есть роликовые коньки, лыжи, и даже велосипеды с самокатами. Год назад мне родители купили здесь новый самокат.

Между спортивным магазином и продуктовым находятся два небольших отдела. Это аптека и магазин «Всё для рукоделия». Аптека расположена ближе к продуктовому магазину, а товары для рукоделия — ближе к спортивным товарам. Моя старшая сестра увлекается вязанием и часто заходит сюда за спицами и пряжей.

Рассмотри план торгового центра. Пользуясь описанием, которое дал Саша, отметь на плане цифрами шесть объектов.

1.  Магазин «Всё для рукоделия».

2.  Магазин «Спорттовары».

3.  Магазин «Зоотовары».

4.  Аптека.

5.  Магазин «Продукты».

6.  Терминал.

 

14.  На рисунке изображён катер и его отражение в воде. На борту катера написано название «Бравый». Напиши название катера на отражении в воде.

15.  Полоску бумаги разрезали на 9 частей. После этого самую большую из полученных частей снова разрезали на 9 частей. Затем снова самую большую из полученных частей разрезали на 9 частей. Так поступили много раз: на каждом шаге самую большую часть разрезали на 9 частей. Могло ли в итоге получиться 997 частей? Запиши решение и ответ.

ОТВЕТЫ:

1.  Найдите значение выражения 30 ⋅ 31.

Решение. Найдем значение выражения:

30 ⋅ 31 = 930.

Ответ: 930.

Ответ: 930

2.  Найдите значение выражения левая круглая скобка 27 плюс 5 правая круглая скобка умножить на 2 плюс 6.

Решение. Найдем значение выражения:

левая круглая скобка 27 плюс 5 правая круглая скобка умножить на 2 плюс 6=32 умножить на 2 плюс 6=64 плюс 6=70.

Ответ: 70.

Ответ: 70

3.  На рисунке показаны цены на хлебобулочные изделия в магазине. Сколько всего рублей надо заплатить за три нарезных батона и один багет?

 

Запиши решение и ответ.

Решение. Решение:

 

Три нарезных батона стоят 18 · 3  =  54 (рублей).

Стоимость всей покупки 54 + 67  =  121 (рублей).

 

Допускается другая последовательность действий, пояснений, обоснованно приводящих к верному ответу.

 

Ответ: 121 руб.

Ответ: 121 руб.

4.  Футбольный матч начался в 15:30 и продолжался 1 час 50 минут. В котором часу закончился матч?

 

Ответ: в час. мин.

Решение. Посчитаем сначала минуты: 30 плюс 50 = 80 минут. 80 минут  — это 1 час и 20 минут, а так как матч продолжался 1 час 50 минут, то получается такой ответ 15 часов + 2 часа 20 минут = 17 часов 20 минут.

 

Ответ: в 17 час. 20 мин.

Ответ: 17&20

5.  На клетчатой бумаге нарисована фигура. Сторона клетки равна 1 см.

Найди площадь этой фигуры. Ответ дай в кв. см.

В ответе писать единицы измерения не нужно.

Решение. Площадь фигуры равна количеству клеточек, которые в нее входят. Таких клеточек 18. Следовательно, площадь фигуры равна 18 см2.

 

Ответ: 18.

Ответ: 18

6.  На клетчатой бумаге нарисована фигура. Сторона клетки равна 1 см.

Нарисуй по клеточкам прямоугольник, площадь которого равна площади изображённой фигуры.

Решение. Площадь фигуры равна количеству клеточек, которые в нее входят. Таких клеточек 18. Следовательно, площадь фигуры равна 18 см2.

Должно быть зачтено любое решение, удовлетворяющее условию. 

7.  Подруги прочитали несколько книг из списка литературы, заданной на лето. Количество прочитанных книг по месяцам указано в таблице. Ответь на вопросы.

 

ИюньИюльАвгуст
Катя324
Маша215
Алиса356
Вика321

 

Сколько книг прочитала Алиса в июле?

Решение. Из таблицы видно, что Алиса прочитала в июле 5 книг.

 

Ответ: 5.

Ответ: 5

8.  Подруги прочитали несколько книг из списка литературы, заданной на лето. Количество прочитанных книг по месяцам указано в таблице. Ответь на вопросы.

 

ИюньИюльАвгуст
Катя324
Маша215
Алиса356
Вика321

 

Кто из подруг за лето прочитал книг меньше всех?

Решение. Из таблицы видно, что меньше всего книг за лето прочитала Вика.

 

Ответ: Вика.

Ответ: Вика

9.  Найди значение выражения 1400:5 плюс 435:3.

Решение. Найдём значение выражения: 1400:5 плюс 435:3=280 плюс 145=425.

 

Ответ: 425.

Ответ: 425

10.  Аня пришла в магазин стройматериалов и купила восемь маленьких керамических плиток, каждая весом по 200 г, и ещё две большие одинаковые плитки. Сколько граммов весила каждая большая плитка, если общий вес покупки оказался равен 3 кг? Запиши решение и ответ.

Решение. Решение:

3 кг = 3000 г

1)  8 · 200 = 1600 (г) – весят маленькие плитки

2)  3000 − 1600 = 1400 (г) – весят большие плитки

3)  1400 : 2 = 700 (г) весит одна большая плитка.

 

Ответ: 700 г.

Ответ: 700 г.

11.  Перед командировкой Наталья Владимировна купила костюм, зонт и сапоги, потратив на эти покупки 20 000 рублей. Самая дорогая покупка стоила 11 000 рублей. Самая дешёвая покупка стоила 3000 рублей. А костюм и зонт вместе стоили на 5000 рублей дороже, чем зонт и сапоги вместе.

 

Сколько рублей стоил костюм?

Решение. Заметим, что третья покупка Натальи будет стоить 20 000 − 11 000 − 3000  =  6000 рублей. Из условия, что костюм и зонт вместе стоили на 5000 рублей дороже, чем зонт и сапоги вместе, заключим, что костюм стоит дороже сапог на 5000 рублей. Из известных нам трёх чисел число 11 000 больше на 5000 числа 6000. Значит, 11 000 рублей стоит костюм, а 6000 рублей стоят сапоги.

 

Ответ: 11000.

Ответ: 11000

12.  Перед командировкой Наталья Владимировна купила костюм, зонт и сапоги, потратив на эти покупки 20 000 рублей. Самая дорогая покупка стоила 11 000 рублей. Самая дешёвая покупка стоила 3000 рублей. А костюм и зонт вместе стоили на 5000 рублей дороже, чем зонт и сапоги вместе.

 

Сколько рублей стоили сапоги?

Решение. Заметим, что третья покупка Натальи будет стоить 20 000 − 11 000 − 3000  =  6000 рублей. Из условия, что костюм и зонт вместе стоили на 5000 рублей дороже, чем зонт и сапоги вместе, заключим, что костюм стоит дороже сапог на 5000 рублей. Из известных нам трёх чисел число 11 000 больше на 5000 числа 6000. Значит, 11 000 рублей стоит костюм, а 6000 рублей стоят сапоги.

 

Ответ: 6000.

Ответ: 6000

13.  Саша написал сочинение о торговом центре около его дома и нарисовал план торгового центра.

Около нашего дома недавно открылся новый торговый центр. Он небольшой, но очень удобный. В нём есть всё самое необходимое. Если войти в него с улицы, то сразу справа находится магазин «Продукты». Слева от входа находится терминал, в котором мама обычно пополняет себе и мне транспортные карты.

Рядом с терминалом расположен магазин «Зоотовары». Раз в неделю, по выходным, папа покупает в нём большую упаковку корма для нашей собаки Дуси и мячики, с которыми она любит гулять, но часто теряет их.

Самое большое помещение в торговом центре занимает магазин «Спорттовары». Он такой большой, потому что, кроме спортивной одежды и обуви, там есть роликовые коньки, лыжи, и даже велосипеды с самокатами. Год назад мне родители купили здесь новый самокат.

Между спортивным магазином и продуктовым находятся два небольших отдела. Это аптека и магазин «Всё для рукоделия». Аптека расположена ближе к продуктовому магазину, а товары для рукоделия — ближе к спортивным товарам. Моя старшая сестра увлекается вязанием и часто заходит сюда за спицами и пряжей.

Рассмотри план торгового центра. Пользуясь описанием, которое дал Саша, отметь на плане цифрами шесть объектов.

1.  Магазин «Всё для рукоделия».

2.  Магазин «Спорттовары».

3.  Магазин «Зоотовары».

4.  Аптека.

5.  Магазин «Продукты».

6.  Терминал.

 

Решение. Отметим на плане цифрами шесть объектов:

Ответ: см. рис.

Ответ: см. рис.

14.  На рисунке изображён катер и его отражение в воде. На борту катера написано название «Бравый». Напиши название катера на отражении в воде.

Решение.

15.  Полоску бумаги разрезали на 9 частей. После этого самую большую из полученных частей снова разрезали на 9 частей. Затем снова самую большую из полученных частей разрезали на 9 частей. Так поступили много раз: на каждом шаге самую большую часть разрезали на 9 частей. Могло ли в итоге получиться 997 частей? Запиши решение и ответ.

Решение. Если кусок бумаги разрезать на 9 частей, то общее количество частей увеличится на 8. Значит, общее количество частей после каждого шага делится на 8 с остатком 1. Но число 997 при делении на 8 даёт остаток 5. Следовательно, 997 частей получиться в итоге не могло.

 

Ответ: нет, не могло.

Ответ: нет, не могло.



Окружающий мир:
 Вариант 6

1.  Рассмотри рисунок, на котором изображена стоянка туристов. Котелок изготовлен из металла. Он отмечен на рисунке стрелкой с соответствующей надписью.

Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (любую деталь) из дерева и любой предмет (любую деталь) из ткани. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.

2.  На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Изучи прогноз погоды на трое суток.

 

 

Выбери все верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запиши в строку ответа их номера.

 

1)  В понедельник днём будет облачно, ожидается дождь.

2)  Температура воздуха во вторник не превысит 27 °C.

3)  В течение трёх суток будет дуть восточный либо северо-восточный ветер.

4)  В среду влажность воздуха ожидается выше 70%.

3.  Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Карта составлена по состоянию на 01.01.2020

Запиши название каждого материка в отведённое для этого поле.

 

Название материка АНазвание материка Б

4.  На иллюстрации представлены фотографии белого медведя, эвкалипта, кенгуру и секвойи. Запиши название каждого из этих растений и животных рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.

 

ЖИВОТНЫЕ

А)  Белый медведь

Б)  Эвкалипт

В)  Кенгуру

Г)  Секвойя

ФОТОГРАФИИ

1)  Фотография 1

2)  Фотография 2

3)  Фотография 3

4)  Фотография 4

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ

5.  Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Карта составлена по состоянию на 01.01.2020

На иллюстрации представлены фотографии белого медведя, эвкалипта, кенгуру и секвойи.

Какие из этих животных и растений обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие  — на материке Б? Запиши номера фотографий с изображением этих животных и растений в таблицу под соответствующими буквами.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

МатерикиAБ
Животные, растения

6.  Рассмотри изображение человека. Покажи стрелками и подпиши печень, икру и подбородок человека так, как показано на примере.

 

7.  Составь два правила сохранения здоровья человека из приведённых частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.

НАЧАЛО ФРАЗЫ

А)   Чтобы избежать инфекции,

Б)  Чтобы не потеряться и не заблудиться в лесу,

ПРОДОЛЖЕНИЕ ФРАЗЫ

1)  не ходи туда без сопровождения взрослых.

2)  надень варежки или перчатки.

3)  регулярно делай влажную уборку в своей квартире

Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Начало фразыAБ
Продолжение фразы

8.  Сравни условия в описанном опыте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.

Исходный состав раствора в бутылках: одинаковый / различный

Вещества, добавленные в бутылки с раствором: одинаковые / различные

Количество веществ, добавленных в бутылки с раствором: одинаковое / различное

 

Исходный состав раствора:Добавленные в раствор вещества:Количество веществ:

Вадим проводил опыты по изучению взаимодействия различных веществ. Для одного из опытов он подготовил две одинаковые прозрачные бутылки и два воздушных шарика, развёл в стакане с водой немного лимонной кислоты и вылил по полстакана полученного раствора в каждую бутылку. Затем Вадим с помощью воронки насыпал в один воздушный шарик столовую ложку соли, а в другой шарик  — столько же пищевой соды. После этого он плотно надел шарики на горлышки каждой из бутылок с раствором и поднял их так, чтобы соль и сода высыпались из шариков в бутылки. В бутылке, на которую Вадим надел шарик с пищевой содой, появились пузыри, и шарик на бутылке начал надуваться, а в бутылке, в которую высыпалась соль, никакой заметной реакции не произошло.

9.  По результатам опыта сделай вывод, почему в бутылке с содой появились пузыри, и шарик на бутылке стал надуваться?

10.  Если бы Вадим захотел выяснить, влияет ли количество соды на взаимодействие её с лимонной кислотой, с помощью какого опыта он смог бы это сделать? Опиши этот опыт.

11.  Какой из этих знаков можно встретить на улице города? Какое правило отражает этот знак?

Рассмотри знаки, изображённые на рисунках, и ответь на вопросы.

АБВ

12.  Какие правила отражают два других знака? Запиши ответы в таблицу.

 

ЗНАКПРАВИЛО

13.  На фотографиях изображены люди разных профессий за работой. Выбери ОДНУ из фотографий и запиши букву, под которой она приведена.

Представитель какой профессии изображён на фотографии? Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу?

 

14.  12 декабря в России отмечается День Конституции Российской Федерации. Обведи эту дату в календаре. Запиши, на какой день недели приходится эта дата в 2018 году. Как ты думаешь, с какой целью проводится торжественная церемония присяги избранного Президента Российской Федерации? (Напиши ответ объёмом до пяти предложений.)

15.  10.1. Запиши название региона: республики, или области, или края, или города, или автономного округа, в котором ты живёшь.

10.2. Чем наиболее известен твой регион?

Как называется главный город твоего региона? Какие растения встречаются в природе твоего региона (укажи не менее трёх растений)? Опиши одно из этих растений. Как это растение используется людьми?


ОТВЕТЫ:

1.  Рассмотри рисунок, на котором изображена стоянка туристов. Котелок изготовлен из металла. Он отмечен на рисунке стрелкой с соответствующей надписью.

Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (любую деталь) из дерева и любой предмет (любую деталь) из ткани. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.

Пояснение.

Как пример изделия из металла можно указать котелок, а из дерева  — лавку.

2.  На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Изучи прогноз погоды на трое суток.

 

 

Выбери все верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запиши в строку ответа их номера.

 

1)  В понедельник днём будет облачно, ожидается дождь.

2)  Температура воздуха во вторник не превысит 27 °C.

3)  В течение трёх суток будет дуть восточный либо северо-восточный ветер.

4)  В среду влажность воздуха ожидается выше 70%.

Пояснение. Для выбора правильного ответа анализируем каждое предложение.

1.  В понедельник днём будет облачно, ожидается дождь.

Находим строку «Облачность и атмосферные осадки»  — смотрим символы в первой колонке  — видим символы «солнце» днём в понедельник.

Вывод: предложение неверное.

 

2.  Температура воздуха во вторник не превысит 27 °C.

Находим строку «температура воздуха»  — смотрим значения во второй колонке  — температура не опускается ниже 27 °C.

Вывод: предложение неверное.

 

3.  В течение трёх суток будет дуть восточный либо северо-восточный ветер.

Находим строку «ветер»  — смотрим направление ветра на протяжении всех трёх дней  — направление ветра в эти дни либо восточное («В») либо северо-восточное («СВ»).

Вывод: предложение верное.

 

4.  В среду влажность воздуха ожидается выше 70%.

Находим строку «Влажность воздуха»  — смотрим значения в третьеё колонке  — влажность не опускается ниже 72%.

Вывод: предложение верное.

 

Ответ: 34.

Ответ: 34

3.  Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Карта составлена по состоянию на 01.01.2020

Запиши название каждого материка в отведённое для этого поле.

 

Название материка АНазвание материка Б

Пояснение. Рассмотрим внимательно карту и определим материки, которые на ней отмечены.

 

Ответ: А  — Австралия; Б  — Северная Америка.

Ответ: Австралия&Северная Америка

4.  На иллюстрации представлены фотографии белого медведя, эвкалипта, кенгуру и секвойи. Запиши название каждого из этих растений и животных рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.

 

ЖИВОТНЫЕ

А)  Белый медведь

Б)  Эвкалипт

В)  Кенгуру

Г)  Секвойя

ФОТОГРАФИИ

1)  Фотография 1

2)  Фотография 2

3)  Фотография 3

4)  Фотография 4

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ

Пояснение. Ответ: 2431.

Ответ: 2&4&3&1

5.  Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Карта составлена по состоянию на 01.01.2020

На иллюстрации представлены фотографии белого медведя, эвкалипта, кенгуру и секвойи.

Какие из этих животных и растений обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие  — на материке Б? Запиши номера фотографий с изображением этих животных и растений в таблицу под соответствующими буквами.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

МатерикиAБ
Животные, растения

Пояснение. Вспомним, на каких материках обитают данные животные и растения: А  — 34, Б  — 12.

 

Ответ: Австрвлия  — 34 ИЛИ 43; Северная Америка  — 12 ИЛИ 21.

Ответ: 34&12|43&12|34&21|43&21

6.  Рассмотри изображение человека. Покажи стрелками и подпиши печень, икру и подбородок человека так, как показано на примере.

 

Пояснение. При оценивании засчитывается только указание части тела (органа) с соответствующей подписью. Для парных частей (органов) достаточно указать только одну из этих частей (органов)

7.  Составь два правила сохранения здоровья человека из приведённых частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.

НАЧАЛО ФРАЗЫ

А)   Чтобы избежать инфекции,

Б)  Чтобы не потеряться и не заблудиться в лесу,

ПРОДОЛЖЕНИЕ ФРАЗЫ

1)  не ходи туда без сопровождения взрослых.

2)  надень варежки или перчатки.

3)  регулярно делай влажную уборку в своей квартире

Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Начало фразыAБ
Продолжение фразы

Пояснение. Для успешного выполнения данного задания нужно попробовать соединять начало и конец фразы А с 1 и 2 и с 3; затем Б с 1 и 2 и с 3; найти верно сформулированные правила.

А)  Чтобы избежать инфекции, 3) регулярно делай влажную уборку в своей квартире.

Б)  Чтобы не потеряться и не заблудиться в лесу, 1) не ходи туда без сопровождения взрослых.

 

Ответ: 31.

Ответ: 3&1

8.  Сравни условия в описанном опыте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.

Исходный состав раствора в бутылках: одинаковый / различный

Вещества, добавленные в бутылки с раствором: одинаковые / различные

Количество веществ, добавленных в бутылки с раствором: одинаковое / различное

 

Исходный состав раствора:Добавленные в раствор вещества:Количество веществ:

Вадим проводил опыты по изучению взаимодействия различных веществ. Для одного из опытов он подготовил две одинаковые прозрачные бутылки и два воздушных шарика, развёл в стакане с водой немного лимонной кислоты и вылил по полстакана полученного раствора в каждую бутылку. Затем Вадим с помощью воронки насыпал в один воздушный шарик столовую ложку соли, а в другой шарик  — столько же пищевой соды. После этого он плотно надел шарики на горлышки каждой из бутылок с раствором и поднял их так, чтобы соль и сода высыпались из шариков в бутылки. В бутылке, на которую Вадим надел шарик с пищевой содой, появились пузыри, и шарик на бутылке начал надуваться, а в бутылке, в которую высыпалась соль, никакой заметной реакции не произошло.

Пояснение. Для одного из опытов он подготовил две одинаковые прозрачные бутылки и два воздушных шарика, развёл в стакане с водой немного лимонной кислоты и вылил по полстакана полученного раствора в каждую бутылку. Затем Вадим с помощью воронки насыпал в один воздушный шарик столовую ложку соли, а в другой шарик  — столько же пищевой соды. После этого он плотно надел шарики на горлышки каждой из бутылок с раствором и поднял их так, чтобы соль и сода высыпались из шариков в бутылки. В бутылке, на которую Вадим надел шарик с пищевой содой, появились пузыри, и шарик на бутылке начал надуваться, а в бутылке, в которую высыпалась соль, никакой заметной реакции не произошло.

 

Ответ: исходный состав раствора в бутылках одинаковый; вещества, добавленные в бутылки с раствором различные; количество веществ, добавленных в бутылки с раствором одинаковое.

Ответ: одинаковый&различные&одинаковое

9.  По результатам опыта сделай вывод, почему в бутылке с содой появились пузыри, и шарик на бутылке стал надуваться?

Пояснение. При взаимодействии соды с раствором лимонной кислоты начал выделяться газ.

10.  Если бы Вадим захотел выяснить, влияет ли количество соды на взаимодействие её с лимонной кислотой, с помощью какого опыта он смог бы это сделать? Опиши этот опыт.

Пояснение. Нужно взять две одинаковые прозрачные бутылки, налить в них одинаковое количество одного и того же раствора лимонной кислоты и с помощью воздушных шариков, надев их на горлышки бутылок, насыпать в каждую бутылку разное количество соды (например, в одну бутылку насыпать одну чайную ложку соды, а в другую  — две столовые ложки). Наблюдать, что будет происходить внутри каждой бутылки и с шариками.

11.  Какой из этих знаков можно встретить на улице города? Какое правило отражает этот знак?

Рассмотри знаки, изображённые на рисунках, и ответь на вопросы.

АБВ

Пояснение. Можно встретить знак А. Этот знак отражает правило: cветофорное регулирование ИЛИ перекрёсток или

пешеходный переход со светофором.

12.  Какие правила отражают два других знака? Запиши ответы в таблицу.

 

ЗНАКПРАВИЛО

Пояснение. Б  — В этом месте запрещено пользоваться мобильным телефоном.

В  — Здесь запрещается ловить бабочек.

13.  На фотографиях изображены люди разных профессий за работой. Выбери ОДНУ из фотографий и запиши букву, под которой она приведена.

Представитель какой профессии изображён на фотографии? Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу?

 

Пояснение. Рассмотрим внимательно картинки и вспомним, с какими профессиями они связаны.

 

На первой картинке изображен художник. Он рисует картины. Его профессия важна обществу, потому что люди могут наслаждаться картинами, нарисованными им, тем самым повышая свой культурный уровень и расширяя кругозор.

На второй картинке изображен ветеринар. Он лечит животных. Эта профессия важна для общества, так как ветеринар сохраняет жизнь животным.

На третьей картинке изображен пекарь. Он печёт хлеб.

Профессия пекаря важна для общества, так как хлеб является одним из важнейших продуктов питания.

14.  12 декабря в России отмечается День Конституции Российской Федерации. Обведи эту дату в календаре. Запиши, на какой день недели приходится эта дата в 2018 году. Как ты думаешь, с какой целью проводится торжественная церемония присяги избранного Президента Российской Федерации? (Напиши ответ объёмом до пяти предложений.)

Пояснение. День Конституции Российской Федерации в 2018 году выпадает на среду.

 

Торжественная церемония присяги избранного Президента Российской Федерации проводится, чтобы все люди в стране знали, кто является их представителем в мире.

15.  10.1. Запиши название региона: республики, или области, или края, или города, или автономного округа, в котором ты живёшь.

10.2. Чем наиболее известен твой регион?

Как называется главный город твоего региона? Какие растения встречаются в природе твоего региона (укажи не менее трёх растений)? Опиши одно из этих растений. Как это растение используется людьми?

Пояснение. 10.1. Волгоград.

10.2. Волгоград является городом героем. Именно здесь в бывшем Сталинграде во время Великой отечественной войны произошёл перелом боевых действий, и немецкая армия начала отступление.

На территории Волгограда широко произрастают рапс, лук и дыня.

Дыня  — это пищевая культура. У этого растения крупные желто-оранжевые плоды тыквины, обладающие сладким вкусом.