ГОТОВИМСЯ К ВПР
Русския язык
Диктант (плеер)
1. Запиши текст под диктовку.
На берегу лесного ручья цветут незабудки. Очень хороши эти голубые цветы. В их маленьких лепестках живёт летнее небо. Скромные незабудки растут густо. Словно голубой ковёр видишь у себя под ногами. Эти цветы не ищут себе видного места. В сырой низинке радуют они глаз.
Весело струится лесной ручеёк, плещется по камушкам. В его прозрачной воде мелькают крошечные рыбки.
Летают над поляной глазастые стрекозы и лёгкие бабочки. Смотрят незабудки в небо. А в голубом небе над макушками деревьев тихо плывут белые облака.
(80 слов)
2. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
3. Выпиши из текста 7-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Звала, алфавит, статуя, простыня.
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.
Бойцам перед строем вручили медали.
6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
(1)У марта — первого весеннего месяца — есть свои приметы. (2)Каждый год в марте к нам приходит день весеннего равноденствия. (3)Он носит такое название, потому что в этот период день и ночь разделяют сутки ровно надвое — на двенадцать часов. (4)И только в этот день Солнце встаёт утром точно на востоке, а вечером садится точно на западе. (5)В Древней Руси с середины марта начинался календарный год, люди встречали новолетье.
(6)В это время снег ещё лежит высокими сугробами вдоль дорог и в лесных чащах. (7)Местами он по-прежнему белый, чистый, ослепительно блестит на солнце. (8)Но на открытых местах сугробы оседают и темнеют. (9)Всё сильнее стягивает снежные покровы влажная корка, всё более хрупким становится утренний ледок на лужах. (10)Уже к полудню под ярким весенним солнышком лёд исчезает. (11)Землю заливает талая вода.
(12)Если отправиться в середине марта в лес, на открытой поляне можно найти подснежники. (13)Эти нежные, хрупкие цветочки пробиваются сквозь снег и зацветают с первыми лучами мартовского солнца. (14)Особенно рано распускается подснежник белоцветный. (15)Его белые колокольчики с жёлтой серединкой издают приятный, свежий аромат. (16)Но рвать их не стоит: как исчезающий вид он занесён в Красную книгу растений.
(По материалам «Детской энциклопедии»)
7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
9. Как ты понимаешь значение слова «период» из 3-го предложения? Запиши своё объяснение.
10. Замени слово «хрупкие» (из 13-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.
11. В 14-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
12. Выпиши из 10-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
13. Выпиши из 6-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
14. Выпиши из 5-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
15. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Маленькое дело лучше большого безделья.
ОТВЕТЫ:
1. Запиши текст под диктовку.
На берегу лесного ручья цветут незабудки. Очень хороши эти голубые цветы. В их маленьких лепестках живёт летнее небо. Скромные незабудки растут густо. Словно голубой ковёр видишь у себя под ногами. Эти цветы не ищут себе видного места. В сырой низинке радуют они глаз.
Весело струится лесной ручеёк, плещется по камушкам. В его прозрачной воде мелькают крошечные рыбки.
Летают над поляной глазастые стрекозы и лёгкие бабочки. Смотрят незабудки в небо. А в голубом небе над макушками деревьев тихо плывут белые облака.
(80 слов)
На берегу лесного ручья цветут незабудки. Очень хороши эти голубые цветы. В их маленьких лепестках живёт летнее небо. Скромные незабудки растут густо. Словно голубой ковёр видишь у себя под ногами. Эти цветы не ищут себе видного места. В сырой низинке радуют они глаз.
Весело струится лесной ручеёк, плещется по камушкам. В его прозрачной воде мелькают крошечные рыбки.
Летают над поляной глазастые стрекозы и лёгкие бабочки. Смотрят незабудки в небо. А в голубом небе над макушками деревьев тихо плывут белые облака.
(80 слов)
Пояснение. Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов.
Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка.
Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл.
2. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
Пояснение. Летают над поляной глазастые стрекозы и лёгкие бабочки.
3. Выпиши из текста 7-е предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
Пояснение. предл.В прил.сырой сущ.низинке глаг.радуют мест.они сущ.глаз.
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Звала, алфавит, статуя, простыня.
Пояснение.
5. В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.
Бойцам перед строем вручили медали.
Пояснение. В слове «медали» все согласные звуки звонкие: [м], [д], [л].
Ответ: медали.
6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
(1)У марта — первого весеннего месяца — есть свои приметы. (2)Каждый год в марте к нам приходит день весеннего равноденствия. (3)Он носит такое название, потому что в этот период день и ночь разделяют сутки ровно надвое — на двенадцать часов. (4)И только в этот день Солнце встаёт утром точно на востоке, а вечером садится точно на западе. (5)В Древней Руси с середины марта начинался календарный год, люди встречали новолетье.
(6)В это время снег ещё лежит высокими сугробами вдоль дорог и в лесных чащах. (7)Местами он по-прежнему белый, чистый, ослепительно блестит на солнце. (8)Но на открытых местах сугробы оседают и темнеют. (9)Всё сильнее стягивает снежные покровы влажная корка, всё более хрупким становится утренний ледок на лужах. (10)Уже к полудню под ярким весенним солнышком лёд исчезает. (11)Землю заливает талая вода.
(12)Если отправиться в середине марта в лес, на открытой поляне можно найти подснежники. (13)Эти нежные, хрупкие цветочки пробиваются сквозь снег и зацветают с первыми лучами мартовского солнца. (14)Особенно рано распускается подснежник белоцветный. (15)Его белые колокольчики с жёлтой серединкой издают приятный, свежий аромат. (16)Но рвать их не стоит: как исчезающий вид он занесён в Красную книгу растений.
(По материалам «Детской энциклопедии»)
Пояснение. У марта — первого весеннего месяца — есть свои приметы.
7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Пояснение. 1. День весеннего равноденствия.
2. Постепенное таяние снега.
3. Подснежники белоцветные — исчезающий вид.
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Пояснение. Почему день весеннего равноденствия так называется?
Что происходит с сугробами в середине марта?
Как выглядит подснежник белоцветный?
Почему не нужно рвать подснежники?
9. Как ты понимаешь значение слова «период» из 3-го предложения? Запиши своё объяснение.
Пояснение. Период — это промежуток времени.
10. Замени слово «хрупкие» (из 13-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.
Пояснение. Хрупкие — тонкие, ломкие, непрочные.
11. В 14-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
Пояснение.
под
снежник12. Выпиши из 10-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Пояснение. (к) полудню — м. р., 2-е скл., ед. ч., дат. п.;
(под) солнышком — ср. р., 2-е скл., ед. ч., твор. п.;
лёд — м. р., 2-е скл., ед. ч., им. п.
13. Выпиши из 6-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Пояснение. высокими (сугробами) — мн. ч., твор. п.;
(в) лесных (чащах) — мн. ч., предл. п.
14. Выпиши из 5-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
Пояснение. Начинался, встречали.
15. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Маленькое дело лучше большого безделья.
Пояснение. Выражение Маленькое дело лучше большого безделья будет уместно в ситуации, когда бабушка просит меня вымыть посуду вместо игры на компьютере.
МАТЕМАТИКА
вариант 6
1. Найдите значение выражения
2. Найди значение выражения
3. Рассмотри рисунок и ответь на вопрос: сколько рублей нужно заплатить при покупке шапки, шарфа и перчаток?
Запиши решение и ответ.
4. На рисунке показан календарь на сентябрь 2010 года. На какое число пришёлся первый четверг октября 2010 года?
5. На клетчатой бумаге нарисован квадрат, а ниже — некоторая фигура. Площадь квадрата равна 48 кв. см.
Найди площадь этой фигуры. Ответ дай в кв. см.
В ответе писать единицы измерения не нужно.
6. На клетчатой бумаге нарисован квадрат, а ниже — некоторая фигура. Площадь квадрата равна 48 кв. см.
Нарисуй по клеточкам прямоугольник, площадь которого равна 12 кв. см.
7. Тренер по баскетболу фиксировал, сколько точных бросков сделал по кольцу в разных играх каждый из трёх центральных нападающих. Используя таблицу, ответь на вопросы.
Номер игры | Первый игрок | Второй игрок | Третий игрок |
---|---|---|---|
Первая игра | 6 | 12 | 9 |
Вторая игра | 9 | 8 | 13 |
Третья игра | 4 | 11 | 7 |
Четвёртая игра | 1 | 7 | 9 |
Сколько точных бросков сделал по кольцу второй игрок в первой игре?
8. Тренер по баскетболу фиксировал, сколько точных бросков сделал по кольцу в разных играх каждый из трёх центральных нападающих. Используя таблицу, ответь на вопросы.
Номер игры | Первый игрок | Второй игрок | Третий игрок |
---|---|---|---|
Первая игра | 6 | 12 | 9 |
Вторая игра | 9 | 8 | 13 |
Третья игра | 4 | 11 | 7 |
Четвёртая игра | 1 | 7 | 9 |
Какой игрок сделал меньше всех точных бросков по кольцу за все четыре игры?
9. Найди значение выражения 3274 − (645 + 255 : 15).
10. Дети строили мост из лего длиной 1 м. Они использовали 6 фигурок длиной 5 см и ещё 10 фигурок. Какова была их длина (в сантиметрах)? Запиши решение и ответ.
11. Артур приехал в Екатеринбург в понедельник и планирует пробыть там до субботы. Он хочет сходить в театр, встретиться с одноклассниками и посетить музей, причём каждому из этих дел он хочет посвятить отдельный день. Спектакль, который Артур хочет посмотреть в театре, идёт только по вторникам и четвергам, музей работает только по средам, а одноклассники могут встретиться с Артуром в среду или четверг.
Назовите место, где Артур будет в четверг?
12. Артур приехал в Екатеринбург в понедельник и планирует пробыть там до субботы. Он хочет сходить в театр, встретиться с одноклассниками и посетить музей, причём каждому из этих дел он хочет посвятить отдельный день. Спектакль, который Артур хочет посмотреть в театре, идёт только по вторникам и четвергам, музей работает только по средам, а одноклассники могут встретиться с Артуром в среду или четверг.
Назовите место, куда пойдёт Артур за день до похода в музей?
13. Юля написала сочинение «Поездка в соседний город» и начертила план этого города.
На каникулах мы с моими родителями поехали на машине в соседний город в гости к папиному брату дяде Славе. Я очень люблю смотреть в окно, всю дорогу смотрела.
Когда мы въехали в город, справа показалось большое здание с колоннами, окружённое деревьями. Папа сказал, что это городской театр. Я прочитала на афише, что сегодня будет спектакль «Алиса в Зазеркалье». Слева тоже было большое здание, но не театр, а магазин. Дальше дороги прямо не было. Только налево или направо. Мы свернули налево. Справа потянулся большой парк, в котором я увидела маленькое озеро и гуляющих по тропинкам людей. Когда мы доехали до конца парка, то повернули направо. Слева я увидела большую красивую школу.
На следующем перекрёстке мы снова повернули направо, и слева я увидела светлое здание городской больницы, перед ним за невысоким заборчиком росли деревья. После этого снова показался перекрёсток: от главной улицы налево уходила неширокая улочка, на которую мы свернули. Оказалось, что она ведёт к жилому кварталу. Нам нужно именно туда. В одном из этих домов живёт дядя Слава с семьёй. Они все вышли встречать нас. Я увидела их из машины и замахала рукой.
Рассмотри план города. Пользуясь описанием, которое дала Юля, отметь на плане цифрами шесть объектов.
1. Театр.
2. Больница.
3. Жилой квартал, в котором находится дом дяди Славы.
4. Парк.
5. Магазин.
6. Школа.
14. Аня смотрит на прозрачную дверь изнутри магазина. Что написано на двери?
15. В коробке лежат синие, красные и зелёные карандаши. Всего их 22 штуки. Синих карандашей в 9 раз больше, чем зелёных, а красных меньше, чем синих. Сколько в коробке красных карандашей? Запиши решение и ответ.
ОТВЕТЫ:
1. Найдите значение выражения
Решение. Найдем значение выражения:
Ответ: 58.
2. Найди значение выражения
Решение. Найдем значение выражения:
Ответ: 51.
3. Рассмотри рисунок и ответь на вопрос: сколько рублей нужно заплатить при покупке шапки, шарфа и перчаток?
Запиши решение и ответ.
Решение. Шапка, перчатки и шарф вместе стоят рублей.
Таким образом, общая стоимость покупки равна 720 рублей.
Ответ: 720 руб.
4. На рисунке показан календарь на сентябрь 2010 года. На какое число пришёлся первый четверг октября 2010 года?
Решение. Заметим, что первое октября будет пятницей. Значит, второе октября — это суббота, третье октября — воскресенье, четвёртое октября — понедельник, пятое октября — вторник, шестое октября — среда, седьмое октября — четверг. Таким образом, первый четверг октября 2010 года пришёлся на 7 число.
Ответ: 7.
5. На клетчатой бумаге нарисован квадрат, а ниже — некоторая фигура. Площадь квадрата равна 48 кв. см.
Найди площадь этой фигуры. Ответ дай в кв. см.
В ответе писать единицы измерения не нужно.
Решение. Заметим, что площадь одной клетки равняется 48 : 4 : 4 = 3 кв. см. Площадь фигуры равняется количеству входящих в неё клеток, умноженному на 3. Таким образом, площадь фигуры равняется 8 · 3 = 24.
Ответ: 24.
6. На клетчатой бумаге нарисован квадрат, а ниже — некоторая фигура. Площадь квадрата равна 48 кв. см.
Нарисуй по клеточкам прямоугольник, площадь которого равна 12 кв. см.
Решение. Должно быть зачтено любое решение, удовлетворяющее условию.
7. Тренер по баскетболу фиксировал, сколько точных бросков сделал по кольцу в разных играх каждый из трёх центральных нападающих. Используя таблицу, ответь на вопросы.
Номер игры | Первый игрок | Второй игрок | Третий игрок |
---|---|---|---|
Первая игра | 6 | 12 | 9 |
Вторая игра | 9 | 8 | 13 |
Третья игра | 4 | 11 | 7 |
Четвёртая игра | 1 | 7 | 9 |
Сколько точных бросков сделал по кольцу второй игрок в первой игре?
Решение. Из таблицы видно, что второй игрок в первой игре сделал 12 точных бросков по кольцу.
Ответ: 12.
8. Тренер по баскетболу фиксировал, сколько точных бросков сделал по кольцу в разных играх каждый из трёх центральных нападающих. Используя таблицу, ответь на вопросы.
Номер игры | Первый игрок | Второй игрок | Третий игрок |
---|---|---|---|
Первая игра | 6 | 12 | 9 |
Вторая игра | 9 | 8 | 13 |
Третья игра | 4 | 11 | 7 |
Четвёртая игра | 1 | 7 | 9 |
Какой игрок сделал меньше всех точных бросков по кольцу за все четыре игры?
Решение. Посчитаем количество всех точных бросков каждого игрока:
1) 6 + 9 + 4 + 1 = 20;
2) 12 + 8 + 11 + 7 = 48;
3) 9 + 13 + 7 + 9 = 38.
Видно, что меньше всех точных бросков по кольцу сделал первый игрок.
Ответ: первый.
9. Найди значение выражения 3274 − (645 + 255 : 15).
Решение. Найдем значение выражения:
Ответ: 2612.
10. Дети строили мост из лего длиной 1 м. Они использовали 6 фигурок длиной 5 см и ещё 10 фигурок. Какова была их длина (в сантиметрах)? Запиши решение и ответ.
Решение. Переведем: 1 м = 100 см.
Решим по действиям:
1)
2)
3)
Ответ: 7 см.
11. Артур приехал в Екатеринбург в понедельник и планирует пробыть там до субботы. Он хочет сходить в театр, встретиться с одноклассниками и посетить музей, причём каждому из этих дел он хочет посвятить отдельный день. Спектакль, который Артур хочет посмотреть в театре, идёт только по вторникам и четвергам, музей работает только по средам, а одноклассники могут встретиться с Артуром в среду или четверг.
Назовите место, где Артур будет в четверг?
Решение. Поскольку музей работает только по средам, то Артур встретиться с одноклассниками в четверг.
Ответ: на встречу с одноклассниками.
12. Артур приехал в Екатеринбург в понедельник и планирует пробыть там до субботы. Он хочет сходить в театр, встретиться с одноклассниками и посетить музей, причём каждому из этих дел он хочет посвятить отдельный день. Спектакль, который Артур хочет посмотреть в театре, идёт только по вторникам и четвергам, музей работает только по средам, а одноклассники могут встретиться с Артуром в среду или четверг.
Назовите место, куда пойдёт Артур за день до похода в музей?
Решение. Поскольку музей работает только по средам, то Артур встретиться с одноклассниками в четверг. Следовательно, до музея он может пойти только в театр.
Ответ: театр.
13. Юля написала сочинение «Поездка в соседний город» и начертила план этого города.
На каникулах мы с моими родителями поехали на машине в соседний город в гости к папиному брату дяде Славе. Я очень люблю смотреть в окно, всю дорогу смотрела.
Когда мы въехали в город, справа показалось большое здание с колоннами, окружённое деревьями. Папа сказал, что это городской театр. Я прочитала на афише, что сегодня будет спектакль «Алиса в Зазеркалье». Слева тоже было большое здание, но не театр, а магазин. Дальше дороги прямо не было. Только налево или направо. Мы свернули налево. Справа потянулся большой парк, в котором я увидела маленькое озеро и гуляющих по тропинкам людей. Когда мы доехали до конца парка, то повернули направо. Слева я увидела большую красивую школу.
На следующем перекрёстке мы снова повернули направо, и слева я увидела светлое здание городской больницы, перед ним за невысоким заборчиком росли деревья. После этого снова показался перекрёсток: от главной улицы налево уходила неширокая улочка, на которую мы свернули. Оказалось, что она ведёт к жилому кварталу. Нам нужно именно туда. В одном из этих домов живёт дядя Слава с семьёй. Они все вышли встречать нас. Я увидела их из машины и замахала рукой.
Рассмотри план города. Пользуясь описанием, которое дала Юля, отметь на плане цифрами шесть объектов.
1. Театр.
2. Больница.
3. Жилой квартал, в котором находится дом дяди Славы.
4. Парк.
5. Магазин.
6. Школа.
Решение.
14. Аня смотрит на прозрачную дверь изнутри магазина. Что написано на двери?
Решение. Ответ: РАСПРОДАЖА (или Распродажа, или распродажа).
15. В коробке лежат синие, красные и зелёные карандаши. Всего их 22 штуки. Синих карандашей в 9 раз больше, чем зелёных, а красных меньше, чем синих. Сколько в коробке красных карандашей? Запиши решение и ответ.
Решение. Если в коробке зелёных карандашей 3 или больше, то синих карандашей 27 или больше. Тогда всего в коробке больше 22 карандашей. Этот случай невозможен.
Если в коробке 1 зелёный карандаш, то синих карандашей 9, а красных 12. Получилось, что красных карандашей больше, чем синих, поэтому этот случай тоже невозможен.
Если в коробке 2 зелёных карандаша, то синих 18, а красных 2. Этот случай единственный возможный.
Ответ: 2.
1. Рассмотри рисунок, на котором изображён магазин подарков. Коробки для подарков могут быть изготовлены из картона. Они отмечены на рисунке стрелкой с соответствующей надписью.
Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (любую деталь) из глины и любой предмет (любую деталь) из металла. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.
2. На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Изучи прогноз погоды на трое суток.
Выбери все верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запиши в строку ответа их номера.
1) В течение всех трёх суток будет сухая облачная с прояснениями погода.
2) Ночь в понедельник будет самой холодной за трое суток.
3) В среду днём будет дуть восточный ветер.
4) Во вторник ночью влажность воздуха будет максимальной за трое суток.
3. Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.
Запиши название каждого материка в отведённое для этого поле.
Название материка А | Название материка Б |
4. На иллюстрации представлены фотографии ленивца, утконоса, эвкалипта и Виктории Регии. Запиши название каждого из этих растений и животных рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.
А) Ленивец
Б) Утконос
В) Эвкалипт
Г) Виктория Регии
1) Фотография 1
2) Фотография 2
3) Фотография 3
4) Фотография 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
5. Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.
На иллюстрации представлены фотографии ленивца, утконоса, эвкалипта и Виктории Регии.
Какие из этих растений произрастают и какие животные обитают в естественной среде (не в ботаническом саду или зоопарке) на материке А, а какие — на материке Б? Запиши номера фотографий с изображением этих растений и животных в таблицу под соответствующими буквами.
Материк | A | Б |
Животные и растения |
6. Рассмотри изображение человека. Покажи стрелками и подпиши ягодицу, сердце и указательный палец человека так, как показано на примере.
7. Если правильно подобрать к началу каждой фразы из первого столбца продолжение фразы из второго столбца, то получится правило, помогающее человеку сохранить здоровье и жизнь. Составь два правила из приведённых частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.
А) Чтобы избежать травм при падении различных предметов во время сильного ветра,
Б) Чтобы сохранить ноги в сухости, выходя на улицу в холодную сырую погоду,
1) надень тёплую одежду.
2) надень непромокаемую обувь.
3) старайся находиться в местах, защищённых крышей.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б |
8. Сравни условия таяния льда в разных стаканах в описанном опыте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.
Размеры кусочков льда: одинаковое / различное
Количество воды в стаканах: одинаковая / различная
Исходная температура воды в стаканах: одинаковое / различное
Размеры кусочков льда: | Количество воды в стаканах: | Исходная температура воды в стаканах: |
Михаил решил провести опыт с таянием льда. Он достал из морозильника два одинаковых кусочка льда, приготовленных с помощью специальной формы, и положил каждый из них в отдельный стеклянный стакан. В один из стаканов Михаил налил небольшое количество воды комнатной температуры, а другой наполнил до краёв такой же водой. Через некоторое время растаял кусочек льда в стакане, полном воды. Позже растаял лёд в стакане с меньшим количеством воды.
9. На основе описанного опыта сделай вывод о том, как повлияло количество налитой воды на скорость таяния льда.
10. Если бы Михаил хотел выяснить, зависит ли скорость таяния льда от наличия в его составе соли, с помощью какого опыта он мог бы это сделать?
Опиши этот опыт.
11. Какой из этих знаков можно встретить на этикетке одежды?
Какое правило отражает этот знак?
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках, и ответь на вопросы.
12. Какие правила отражают два других знака? Запиши ответы в таблицу.
ЗНАК | ПРАВИЛО |
---|---|
13. На фотографиях изображены предметы, с которыми работают представители определённых профессий. Выбери одну из фотографий и запиши букву, под которой она приведена. Представители какой профессии работают с изображённым(-и) на выбранной фотографии предметом(-ами)? Если ты знаешь много профессий, представители которых работают с выбранным(-и) тобой предметом(-ами), назови любую из них. Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу?
14. 27 марта отмечается Всемирный день театра. Обведи эту дату в календаре. Запиши, на какой день недели приходится эта дата в 2018 году. В нашей стране много театров, их посещает огромное число людей. Как ты думаешь, зачем люди ходят в театр? (Напиши ответ объёмом до пяти предложений.)
15. 10.1. Запиши название региона: республики, или области, или края, или города, или автономного округа, в котором ты живёшь.
10.2. Запиши название столицы или главного административного города твоего региона.
10.3. Как называется населённый пункт, в котором ты живёшь? Запиши название, в ответе укажи вид населённого пункта (город, село, посёлок, деревня). В каком климатическом поясе находится твой регион? Напиши о растительности, которая наиболее распространена в твоём регионе.
ОТВЕТЫ:
1. Рассмотри рисунок, на котором изображён магазин подарков. Коробки для подарков могут быть изготовлены из картона. Они отмечены на рисунке стрелкой с соответствующей надписью.
Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (любую деталь) из глины и любой предмет (любую деталь) из металла. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.
Пояснение.
В качестве правильного ответа должно быть засчитано указание на рисунке
любых других предметов (деталей), если они могут быть сделаны из соответствующих материалов.
При оценивании засчитывается только указание предмета (детали) с подписью соответствующего материала, из которого предмет (деталь) сделан(-а)
2. На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Изучи прогноз погоды на трое суток.
Выбери все верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запиши в строку ответа их номера.
1) В течение всех трёх суток будет сухая облачная с прояснениями погода.
2) Ночь в понедельник будет самой холодной за трое суток.
3) В среду днём будет дуть восточный ветер.
4) Во вторник ночью влажность воздуха будет максимальной за трое суток.
Пояснение. Для выбора правильного ответа анализируем каждое предложение.
1. В течение трёх суток будет сухая облачная с прояснениями погода.
Находим строку «Облачность и атмосферные осадки» — смотрим символы во всех трёх колонках — видим символы «облако с дождём» на протяжении всех трех дней, следовательно, погода будет дождливой
Вывод: предложение неверное.
2. Ночь в понедельник будет самой холодной за трое суток.
Находим строку «температура воздуха» — сравниваем значения ночью каждого из дней — в понедельник ночью будет 13 °C, что выше, чем во все остальные дни.
Вывод: предложение неверное.
3. В среду днём будет дуть восточный ветер.
Находим строку «ветер» — переходим в третью колонку — смотрим направление днём — «В» значит, восточный.
Вывод: предложение верное.
4. Во вторник ночью влажность воздуха будет максимальной за трое суток.
Находим строку «Влажность воздуха» — сравниваем значения ночью всех трёх дней — во вторник влажность достигает 88%.
Вывод: предложение верное.
Ответ: 34.
3. Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.
Запиши название каждого материка в отведённое для этого поле.
Название материка А | Название материка Б |
Пояснение. Рассмотрим внимательно карту и определим материки, которые на ней отмечены.
Ответ: А — Южная Америка; Б — Австралия.
4. На иллюстрации представлены фотографии ленивца, утконоса, эвкалипта и Виктории Регии. Запиши название каждого из этих растений и животных рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.
А) Ленивец
Б) Утконос
В) Эвкалипт
Г) Виктория Регии
1) Фотография 1
2) Фотография 2
3) Фотография 3
4) Фотография 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Пояснение. А) ленивец — 1; Б) утконос — 3; В) эвкалипт — 4; Г) Виктория Регии — 2.
Ответ: 1342.
5. Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.
На иллюстрации представлены фотографии ленивца, утконоса, эвкалипта и Виктории Регии.
Какие из этих растений произрастают и какие животные обитают в естественной среде (не в ботаническом саду или зоопарке) на материке А, а какие — на материке Б? Запиши номера фотографий с изображением этих растений и животных в таблицу под соответствующими буквами.
Материк | A | Б |
Животные и растения |
Пояснение. Вспомним, на каких материках обитают данные животные и растения: А — 12, Б — 34.
Ответ: Южная Америка — 12 ИЛИ 21; Австралия — 34 ИЛИ 43.
6. Рассмотри изображение человека. Покажи стрелками и подпиши ягодицу, сердце и указательный палец человека так, как показано на примере.
Пояснение. При оценивании засчитывается только указание части тела (органа) с соответствующей подписью. Для парных частей (органов) достаточно указать только одну из этих частей (органов)
7. Если правильно подобрать к началу каждой фразы из первого столбца продолжение фразы из второго столбца, то получится правило, помогающее человеку сохранить здоровье и жизнь. Составь два правила из приведённых частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.
А) Чтобы избежать травм при падении различных предметов во время сильного ветра,
Б) Чтобы сохранить ноги в сухости, выходя на улицу в холодную сырую погоду,
1) надень тёплую одежду.
2) надень непромокаемую обувь.
3) старайся находиться в местах, защищённых крышей.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б |
Пояснение. Соединим начало фразы с ее продолжением:
А) Чтобы избежать травм при падении различных предметов во время сильного ветра, старайся находиться в местах, защищённых крышей.
Б) Чтобы сохранить ноги в сухости, выходя на улицу в холодную сырую погоду, надень непромокаемую обувь.
Таким образом, А — 3, Б — 2.
Ответ: А — 3, Б — 2.
8. Сравни условия таяния льда в разных стаканах в описанном опыте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.
Размеры кусочков льда: одинаковое / различное
Количество воды в стаканах: одинаковая / различная
Исходная температура воды в стаканах: одинаковое / различное
Размеры кусочков льда: | Количество воды в стаканах: | Исходная температура воды в стаканах: |
Михаил решил провести опыт с таянием льда. Он достал из морозильника два одинаковых кусочка льда, приготовленных с помощью специальной формы, и положил каждый из них в отдельный стеклянный стакан. В один из стаканов Михаил налил небольшое количество воды комнатной температуры, а другой наполнил до краёв такой же водой. Через некоторое время растаял кусочек льда в стакане, полном воды. Позже растаял лёд в стакане с меньшим количеством воды.
Пояснение. Для выполнения данного задания нужно внимательно прочитать условия опыта и найти в них правильный ответ.
Михаил решил провести опыт с таянием льда. Он достал из морозильника два одинаковых кусочка льда, приготовленных с помощью специальной формы, и положил каждый из них в отдельный стеклянный стакан. В один из стаканов Михаил налил небольшое количество воды комнатной температуры, а другой наполнил до краёв такой же водой. Через некоторое время растаял кусочек льда в стакане, полном воды. Позже растаял лёд в стакане с меньшим количеством воды.
Ответ: Размеры кусочков льда одинаковые. Количество воды в стаканах различное. Исходная температура воды в стаканах одинаковая.
9. На основе описанного опыта сделай вывод о том, как повлияло количество налитой воды на скорость таяния льда.
Пояснение. На основе описанного опыта можно сделать вывод, что лёд в большом количестве воды тает быстрее.
10. Если бы Михаил хотел выяснить, зависит ли скорость таяния льда от наличия в его составе соли, с помощью какого опыта он мог бы это сделать?
Опиши этот опыт.
Пояснение. Нужно приготовить одинаковые кусочки льда из пресной воды и кусочки льда из солёной воды. Затем достать из морозильника по одному кусочку льда каждого вида и положить их в одинаковую посуду. После этого сравнить время до полного таяния каждого из кусочков.
11. Какой из этих знаков можно встретить на этикетке одежды?
Какое правило отражает этот знак?
Рассмотри знаки, изображённые на рисунках, и ответь на вопросы.
Пояснение. 1. Указание знака: А
2. Правило: Эту вещь можно гладить тёплым утюгом.
12. Какие правила отражают два других знака? Запиши ответы в таблицу.
ЗНАК | ПРАВИЛО |
---|---|
Пояснение. Б. Здесь расположен выход.
В. Пешеходная дорожка. Разрешается движение только пешеходам.
13. На фотографиях изображены предметы, с которыми работают представители определённых профессий. Выбери одну из фотографий и запиши букву, под которой она приведена. Представители какой профессии работают с изображённым(-и) на выбранной фотографии предметом(-ами)? Если ты знаешь много профессий, представители которых работают с выбранным(-и) тобой предметом(-ами), назови любую из них. Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу?
Пояснение. Рассмотрим внимательно картинки и вспомним, с какими профессиями они связаны.
На первой картинке изображена камера. Она нужна видеооператору. Он снимает видео.
На второй картинке изображены весы. Весы использует продавец. Он продаёт различные товары.
На третьей картинке изображены фен и расчёска. Их использует парикмахер. Он делает прически и стрижки на волосах.
14. 27 марта отмечается Всемирный день театра. Обведи эту дату в календаре. Запиши, на какой день недели приходится эта дата в 2018 году. В нашей стране много театров, их посещает огромное число людей. Как ты думаешь, зачем люди ходят в театр? (Напиши ответ объёмом до пяти предложений.)
Пояснение. Всемирный день театра в 2018 году выпадает на вторник.
Люди ходят в театр, так как там они могут насладиться постановкой и расширить свой кругозор.
15. 10.1. Запиши название региона: республики, или области, или края, или города, или автономного округа, в котором ты живёшь.
10.2. Запиши название столицы или главного административного города твоего региона.
10.3. Как называется населённый пункт, в котором ты живёшь? Запиши название, в ответе укажи вид населённого пункта (город, село, посёлок, деревня). В каком климатическом поясе находится твой регион? Напиши о растительности, которая наиболее распространена в твоём регионе.
Пояснение. Один из возможных вариантов ответа.
Санкт-Петербург является субъектом России и городом федерального значения.
Петербург находится в умеренном климатическом поясе. В окрестностях города много еловых и сосновых лесов, а также встречаются лиственные породы деревьев: ольха, береза, осина.