среда, 17 января 2024 г.

 Готовимся к ВПР

Русский язык 

вариант1

Диктант (плеер)

1.  Запиши текст под диктовку.

Текст диктанта

Летом мы ходим из деревни на речку через поле. Там зреет рожь. Спелые колосья ржи клонятся к земле. Между ними мелькают синие звёздочки васильков и белые ромашки. Радуют глаз вьюнки мышиного горошка.

Наша речка мелкая. Дно покрывает чудесный песок золотистого цвета. В прозрачной воде снуют шустрые рыбки. Иногда они скользят почти у поверхности, но в руки не даются.

После купания мы играем в мяч. Один раз у берега я чуть не поймал юркого рака! Он ловко уполз в густой камыш. (80 слов)

2.  Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.

3.  Выпиши из текста 8-е предложение.

 

1)  Подчеркни в нём главные члены.

2)  Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

4.  Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

Хвоя, повторит, свекла, взяла.

5.  В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.

Могучий дуб в парке виден издалека.

6.  Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

(1)В Африке водятся муравьи, которые устраивают себе удобную общую квартиру на листьях деревьев и кустов. (2)Чтобы жителям в таком гнезде было сухо и тепло, муравьи сшивают его из листьев.

(3)Сшивание гнезда – удивительное искусство муравьёв-портных. (4)Прежде всего, эти маленькие юркие швеи своими ловкими щупальцами расправляют листья, годные для сшивания. (5)Затем другие муравьи приносят своих личинок. (6)Эти личинки могут выпускать из себя специальную клейкую жидкость, которая твердеет на воздухе в виде тоненькой упругой нитки. (7)Такими необычными нитками муравьи и сшивают листья.

(8)Вот возьмут муравьи личинку и поднесут её к краю листа снизу. (9)Крохотная личинка сразу же выпускает на лист капельку клейкой жидкости. (10)Тогда муравьи быстро переносят личинку к другому листу, вытягивая из капельки жидкости тонкую нитку. (11)Так они и носят личинку от края одного листа к краю другого, так постепенно и сшивают края листьев вместе – безо всякой иголки! (12)А сверху в это время им другие муравьи помогают. (13)Они крепко держат листья – край рядом с краем. (14)Вот какие искусные и дружные портные эти муравьи!

 

(По тексту из сборника для детей «Чудесная верба»)

7.  Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

8.  Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.

9.  Как ты понимаешь значение слова «крохотная» из 9-го предложения? Запиши своё объяснение.

10.  Замени слово «переносят» из 10-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.

11.  В 7-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

12.  Выпиши из 8-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

13.  Выпиши из 9-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

14.  Выпиши из 11-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.

15.  Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.

Ответы:

1.  Запиши текст под диктовку.

Текст диктанта

Летом мы ходим из деревни на речку через поле. Там зреет рожь. Спелые колосья ржи клонятся к земле. Между ними мелькают синие звёздочки васильков и белые ромашки. Радуют глаз вьюнки мышиного горошка.

Наша речка мелкая. Дно покрывает чудесный песок золотистого цвета. В прозрачной воде снуют шустрые рыбки. Иногда они скользят почти у поверхности, но в руки не даются.

После купания мы играем в мяч. Один раз у берега я чуть не поймал юркого рака! Он ловко уполз в густой камыш. (80 слов)

Расшифровка записи

Летом мы ходим из деревни на речку через поле. Там зреет рожь. Спелые колосья ржи клонятся к земле. Между ними мелькают синие звёздочки васильков и белые ромашки. Радуют глаз вьюнки мышиного горошка.

Наша речка мелкая. Дно покрывает чудесный песок золотистого цвета. В прозрачной воде снуют шустрые рыбки. Иногда они скользят почти у поверхности, но в руки не даются.

После купания мы играем в мяч. Один раз у берега я чуть не поймал юркого рака! Он ловко уполз в густой камыш. (80 слов)

Пояснение. Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов.

Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка.

Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл.

2.  Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.

Пояснение.

Между ними мелькают синие звёздочки васильков и белые ромашки.

3.  Выпиши из текста 8-е предложение.

 

1)  Подчеркни в нём главные члены.

2)  Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Пояснение.

предл.  В   прил.прозрачной сущ.воде глаг.снуют прил.шустрые сущ.рыбки.

4.  Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

Хвоя, повторит, свекла, взяла.

Пояснение.

Хво́я, повтори́т, свёкла, взяла́

5.  В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.

Могучий дуб в парке виден издалека.

Пояснение. В слове «виден» все согласные звуки звонкие: [в], [д], [н].

Слово «дуб» не подойдёт, потому что звучит так: [ду́п].

 

Ответ: виден.

6.  Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

(1)В Африке водятся муравьи, которые устраивают себе удобную общую квартиру на листьях деревьев и кустов. (2)Чтобы жителям в таком гнезде было сухо и тепло, муравьи сшивают его из листьев.

(3)Сшивание гнезда – удивительное искусство муравьёв-портных. (4)Прежде всего, эти маленькие юркие швеи своими ловкими щупальцами расправляют листья, годные для сшивания. (5)Затем другие муравьи приносят своих личинок. (6)Эти личинки могут выпускать из себя специальную клейкую жидкость, которая твердеет на воздухе в виде тоненькой упругой нитки. (7)Такими необычными нитками муравьи и сшивают листья.

(8)Вот возьмут муравьи личинку и поднесут её к краю листа снизу. (9)Крохотная личинка сразу же выпускает на лист капельку клейкой жидкости. (10)Тогда муравьи быстро переносят личинку к другому листу, вытягивая из капельки жидкости тонкую нитку. (11)Так они и носят личинку от края одного листа к краю другого, так постепенно и сшивают края листьев вместе – безо всякой иголки! (12)А сверху в это время им другие муравьи помогают. (13)Они крепко держат листья – край рядом с краем. (14)Вот какие искусные и дружные портные эти муравьи!

 

(По тексту из сборника для детей «Чудесная верба»)

Пояснение. Основная мысль текста:

В Африке живут муравьи-портные, которые сшивают себе квартиру из листьев / Муравьи – искусные портные.

7.  Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

Пояснение. Примерный план:

1.  Африканские муравьи сшивают себе гнездо из листьев.

2.  Жидкость для сшивания листьев выпускают личинки муравьёв. / Необычные нитки у муравьёв.

3.  Муравьи – искусные и дружные портные! / Муравьи сшивают листья без иголки.

8.  Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.

Пояснение. Примерные вопросы:

1)  Из чего делают себе квартиры некоторые африканские муравьи?

2)  Чем муравьи сшивают листья?

3)  Как в сшивании листьев участвуют личинки муравьёв?

4)  Почему автор назвал муравьёв дружными портными?

9.  Как ты понимаешь значение слова «крохотная» из 9-го предложения? Запиши своё объяснение.

Пояснение. Крохотная – очень маленькая.

10.  Замени слово «переносят» из 10-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.

Пояснение. Переносят − перетаскивают.

Ответ: перетаскивают

11.  В 7-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.

Пояснение. В правильном ответе должно быть выписано слово и обозначены его части:

нит

к
ами

Корень  — главная значимая часть слова, в которой можно найти значение всех однокоренных слов;

приставка  — значимая часть слова, которая стоит перед корнем;

суффикс  — значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием;

окончание  — часть слова, которая образует новые формы этого слова, стоит после корня или после суффикса;

основа  — часть слова без окончания.

12.  Выпиши из 8-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

Пояснение. 1)  имена существительные: муравьи, личинку, к краю, листа;

2)  морфологические признаки:

муравьи – м. р., 2-е скл., мн. ч., им. п.;

личинку – ж. р., 1-е скл., ед. ч., вин. п.;

к краю – м. р., 2-е скл., ед. ч., дат. п.;

листа – м. р., 2-е скл., ед. ч., род. п.

13.  Выпиши из 9-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

Пояснение. 1)  имена прилагательные: крохотная (личинка), клейкой (жидкости);

2)  морфологические признаки:

крохотная (личинка) − ед. ч., ж. р., им. п.

клейкой (жидкости) – ед. ч., ж. р., род. п.

14.  Выпиши из 11-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.

Пояснение. Носят, сшивают.

15.  Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.

Пояснение. Выражение Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь будет уместно в ситуации, когда моя сестра хвастается, что в этом учебном году она станет отличницей, а папа ей отвечает, что год ещё не закончился.


Математика

вариант 5

1.  Найдите значение выражения 116 − 35.

2.  Найди значение выражения (17 + 3) : 5 + 16.

3.  В магазине продаются кондитерские изделия в пачках. На рисунке показаны цены. Сколько всего рублей надо заплатить за три пачки овсяного печенья и одну пачку «Курабье»?

 

Запиши решение и ответ.

4.  Аделина с родителями едут на выходные на дачу к дедушке. Дорога занимает 2 ч 50 мин. Во сколько им нужно выехать из дома, чтобы приехать в 22 ч 40 мин?

 

Ответ: в час. мин.

5.  На клетчатой бумаге нарисована фигура. Сторона клетки равна 1 см.

Найди площадь этой фигуры. Ответ дай в кв. см.

В ответе писать единицы измерения не нужно.

6.  На клетчатой бумаге нарисована фигура. Сторона клетки равна 1 см.

Нарисуй по клеточкам прямоугольник, площадь которого равна площади изображённой фигуры.  

7.  Кассир в кинотеатре отмечал в таблице количество проданных билетов на различные кинофильмы. Используя данные этой таблицы, ответь на вопросы.

 

Название кинофильма15 июня16 июня17 июня
«Книга джунглей»9120039
«Джентльмены удачи»10914498
«Приключения Электроника»12556102
«Приключения Буратино»752561

 

Сколько билетов было продано 16 июня на кинофильм «Книга джунглей»?

8.  Кассир в кинотеатре отмечал в таблице количество проданных билетов на различные кинофильмы. Используя данные этой таблицы, ответь на вопросы.

 

Название кинофильма15 июня16 июня17 июня
«Книга джунглей»9120039
«Джентльмены удачи»10914498
«Приключения Электроника»12556102
«Приключения Буратино»752561

 

На какой из кинофильмов было продано меньше всего билетов за эти три дня?

9.  Найди значение выражения  левая круглая скобка 1112 минус 192 правая круглая скобка :8 минус 99.

10.  Вася тренировался в прыжках в длину. Сначала у него плохо получалось и каждый прыжок составлял 2 м. Он сделал 200 таких прыжков, а затем собрался с силами и начал делать прыжки длиной 3 м. Сколько трёхметровых прыжков он сделал, если суммарная длина всех сделанных Васей прыжков равна 1 км? Запиши решение и ответ.

11.  Учитель русского языка планирует изучение тем «Глагол», «Имя существительное» и «Имя прилагательное». Имя прилагательное обозначает признак предмета, а имя существительное  — предмет, поэтому имена прилагательные изучают после имён существительных. При изучении глаголов составляют предложения, в которых используют и имена существительные, и имена прилагательные.

Какую из трёх тем учитель должен объяснять последней?

12.  Учитель русского языка планирует изучение тем «Глагол», «Имя существительное» и «Имя прилагательное». Имя прилагательное обозначает признак предмета, а имя существительное  — предмет, поэтому имена прилагательные изучают после имён существительных. При изучении глаголов составляют предложения, в которых используют и имена существительные, и имена прилагательные.

После изучения какой темы учитель сразу перейдёт к теме «Имя прилагательное»?

13.  Вадим написал сочинение «Прогулка в парке» и нарисовал план парка.

 

В выходные мы с бабушкой пошли в парк рядом с нашим домом. Бабушка уже пожилая, поэтому мы гуляли медленно, и я собрал букет из красивых осенних листьев.

Мы зашли в парк со стороны кафе «Солнышко». Около кафе сходятся три аллейки. Левая ведёт к детской площадке и к тиру, центральная  — к каруселям, которые находятся в центре парка, а правая  — к памятнику. Мне бабушка говорила, кому поставлен этот памятник, но я забыл.

Сначала мы пошли к тиру. По дороге мы зашли на мою любимую детскую площадку. Бабушка присела отдохнуть, а я пошёл кататься на горку. Накатался вдоволь и даже разбил коленку. Поэтому дальше я шёл почти так же медленно, как бабушка, и даже немного хромал. Мы почти дошли до тира и свернули направо к каруселям. Сейчас карусели уже не работают, их всегда закрывают с осени до весны. Они расположены почти в самом центре парка.

Напротив каруселей, слева от дорожки, есть летний театр. Там бабушка ещё посидела на скамейке, и мы решили, что пора домой. Мы прошли дальше по аллее до фонтана, повернули направо и пошли снова к кафе  — на выход.

 

Рассмотри план парка и, пользуясь описанием, которое дал Вадим, обозначь цифрами на плане шесть объектов.

1.  Детская площадка.

2.  Фонтан.

3.  Тир.

4.  Карусели.

5.  Кафе «Солнышко».

6.  Летний театр.

14.  На столе лежит штамп (см. рис.). Напиши, какое слово отпечатается на бумаге, если к ней приложить этот штамп.

 

15.  Груш в саду в четыре раза меньше, чем вишен. Дети решили посчитать все деревья в саду. У Андрея получилось 55 деревьев, у Юры  — 58, а у Игоря  — 54. Известно, что один из них посчитал верно. Сколько деревьев в саду?

 

Запиши решение и ответ.

Ответы:

1.  Найдите значение выражения 116 − 35.

Решение. Найдем значение выражения:

116 − 35 =81.

Ответ: 81.

Ответ: 81

2.  Найди значение выражения (17 + 3) : 5 + 16.

Решение. Найдем значение выражения:

 левая круглая скобка 17 плюс 3 правая круглая скобка :5 плюс 16=20:5 плюс 16=4 плюс 16=20.

Ответ: 20.

Ответ: 20

3.  В магазине продаются кондитерские изделия в пачках. На рисунке показаны цены. Сколько всего рублей надо заплатить за три пачки овсяного печенья и одну пачку «Курабье»?

 

Запиши решение и ответ.

Решение. Решение:

 

Три пачки овсяного печенья стоят 64 · 3  =  192 (рубля).

Стоимость всей покупки 192 + 131  =  323 (рубля).

 

Допускается другая последовательность действий, пояснений, обоснованно приводящих к верному ответу.

 

Ответ: 323 руб.

Ответ: 323 руб.

4.  Аделина с родителями едут на выходные на дачу к дедушке. Дорога занимает 2 ч 50 мин. Во сколько им нужно выехать из дома, чтобы приехать в 22 ч 40 мин?

 

Ответ: в час. мин.

Решение. Вычислим: 22 ч 40 мин − 2 ч 50 мин = 21 ч 100 мин − 2 ч 50 мин = 19 ч 50 мин.

 

Ответ: в 19 час. 50 мин.

Ответ: 19&50

5.  На клетчатой бумаге нарисована фигура. Сторона клетки равна 1 см.

Найди площадь этой фигуры. Ответ дай в кв. см.

В ответе писать единицы измерения не нужно.

Решение. Перенесем выделенный коричневым треугольник снизу фигуры наверх в обведенное пунктиром место. При этом площадь фигуры не изменится, а фигура превратится в прямоугольник со сторонами 6 и 4. Площадь этого прямоугольника равна 4 умножить на 6 = 24 см в квадрате .

 

Ответ: 24.

Ответ: 24

6.  На клетчатой бумаге нарисована фигура. Сторона клетки равна 1 см.

Нарисуй по клеточкам прямоугольник, площадь которого равна площади изображённой фигуры.  

Решение. Должно быть зачтено любое решение, удовлетворяющее условию.

7.  Кассир в кинотеатре отмечал в таблице количество проданных билетов на различные кинофильмы. Используя данные этой таблицы, ответь на вопросы.

 

Название кинофильма15 июня16 июня17 июня
«Книга джунглей»9120039
«Джентльмены удачи»10914498
«Приключения Электроника»12556102
«Приключения Буратино»752561

 

Сколько билетов было продано 16 июня на кинофильм «Книга джунглей»?

Решение. Из таблицы видно, что 16 июня на кинофильм «Книга джунглей» было продано 200 билетов.

 

Ответ: 200.

Ответ: 200

8.  Кассир в кинотеатре отмечал в таблице количество проданных билетов на различные кинофильмы. Используя данные этой таблицы, ответь на вопросы.

 

Название кинофильма15 июня16 июня17 июня
«Книга джунглей»9120039
«Джентльмены удачи»10914498
«Приключения Электроника»12556102
«Приключения Буратино»752561

 

На какой из кинофильмов было продано меньше всего билетов за эти три дня?

Решение. Из таблицы видно, что меньше всего за эти три было продано билетов на кинофильм «Приключения Буратино».

 

Ответ: «Приключения Буратино».

Ответ: «Приключения Буратино»|Приключения Буратино

9.  Найди значение выражения  левая круглая скобка 1112 минус 192 правая круглая скобка :8 минус 99.

Решение. Найдём значение выражения:  левая круглая скобка 1112 минус 192 правая круглая скобка :8 минус 99=920:8 минус 99=115 минус 99=16.

 

Ответ: 16.

Ответ: 16

10.  Вася тренировался в прыжках в длину. Сначала у него плохо получалось и каждый прыжок составлял 2 м. Он сделал 200 таких прыжков, а затем собрался с силами и начал делать прыжки длиной 3 м. Сколько трёхметровых прыжков он сделал, если суммарная длина всех сделанных Васей прыжков равна 1 км? Запиши решение и ответ.

Решение. Переведем: 1 км = 1000 м.

 

Решим по действиям:

1)  200 · 2  =  400 (м) прыгал Вася двухметровыми прыжками.

2)  1000 − 400 = 600 (м) прыгал Вася трехметровыми прыжками.

3)  600 : 3 = 200 (трехметровых прыжков).

 

Ответ: 200.

Ответ: 200.

11.  Учитель русского языка планирует изучение тем «Глагол», «Имя существительное» и «Имя прилагательное». Имя прилагательное обозначает признак предмета, а имя существительное  — предмет, поэтому имена прилагательные изучают после имён существительных. При изучении глаголов составляют предложения, в которых используют и имена существительные, и имена прилагательные.

Какую из трёх тем учитель должен объяснять последней?

Решение. Поскольку имена прилагательные изучают после имён существительных, а при изучении глаголов составляют предложения, в которых используют и имена существительные, и имена прилагательные, последней учитель должен объяснять тему «Глагол».

 

Ответ: Глагол.

Ответ: Глагол|"Глагол"|«Глагол»

12.  Учитель русского языка планирует изучение тем «Глагол», «Имя существительное» и «Имя прилагательное». Имя прилагательное обозначает признак предмета, а имя существительное  — предмет, поэтому имена прилагательные изучают после имён существительных. При изучении глаголов составляют предложения, в которых используют и имена существительные, и имена прилагательные.

После изучения какой темы учитель сразу перейдёт к теме «Имя прилагательное»?

Решение. Поскольку имена прилагательные изучают после имён существительных, к теме «Имя прилагательное» учитель сразу перейдёт после теме «Имя существительное».

 

Ответ: «Имя существительное».

Ответ: «Имя существительное»|Имя существительное|"Имя существительное"

13.  Вадим написал сочинение «Прогулка в парке» и нарисовал план парка.

 

В выходные мы с бабушкой пошли в парк рядом с нашим домом. Бабушка уже пожилая, поэтому мы гуляли медленно, и я собрал букет из красивых осенних листьев.

Мы зашли в парк со стороны кафе «Солнышко». Около кафе сходятся три аллейки. Левая ведёт к детской площадке и к тиру, центральная  — к каруселям, которые находятся в центре парка, а правая  — к памятнику. Мне бабушка говорила, кому поставлен этот памятник, но я забыл.

Сначала мы пошли к тиру. По дороге мы зашли на мою любимую детскую площадку. Бабушка присела отдохнуть, а я пошёл кататься на горку. Накатался вдоволь и даже разбил коленку. Поэтому дальше я шёл почти так же медленно, как бабушка, и даже немного хромал. Мы почти дошли до тира и свернули направо к каруселям. Сейчас карусели уже не работают, их всегда закрывают с осени до весны. Они расположены почти в самом центре парка.

Напротив каруселей, слева от дорожки, есть летний театр. Там бабушка ещё посидела на скамейке, и мы решили, что пора домой. Мы прошли дальше по аллее до фонтана, повернули направо и пошли снова к кафе  — на выход.

 

Рассмотри план парка и, пользуясь описанием, которое дал Вадим, обозначь цифрами на плане шесть объектов.

1.  Детская площадка.

2.  Фонтан.

3.  Тир.

4.  Карусели.

5.  Кафе «Солнышко».

6.  Летний театр.

Решение.

14.  На столе лежит штамп (см. рис.). Напиши, какое слово отпечатается на бумаге, если к ней приложить этот штамп.

 

Решение. Ответ: дубликат.

Ответ: дубликат.

15.  Груш в саду в четыре раза меньше, чем вишен. Дети решили посчитать все деревья в саду. У Андрея получилось 55 деревьев, у Юры  — 58, а у Игоря  — 54. Известно, что один из них посчитал верно. Сколько деревьев в саду?

 

Запиши решение и ответ.

Решение. Поскольку груш в саду в четыре раза меньше, чем вишен, общее число деревьев должно делиться на 5. Из полученных чисел только 55 делится на 5.

 

Допускается другая последовательность действий и рассуждений, обоснованно приводящая к верному ответу.

 

Ответ: 55.

Ответ: 55.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1.  Тип 1 № 1203

Рассмотри рисунок, на котором изображена детская площадка. Детские игрушки могут быть изготовлены из пластмассы. Они отмечены на рисунке стрелкой с соответствующей надписью.

Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (любую деталь) из металла и любой предмет (любую деталь) из дерева. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.

2.  Тип 2 № 2819

На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Изучи прогноз погоды на трое суток по приведённой ниже таблице.

Выбери верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запиши в строку ответа их номера.

1)  В понедельник днём будет облачно, ожидается дождь.

2)  Температура воздуха во вторник не превысит 27 °C.

3)  В течение трёх суток будет дуть восточный либо северо-восточный ветер.

4)  В среду влажность воздуха ожидается выше 70%.

3.  Тип 3.1 № 177

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Карта составлена по состоянию на 01.01.2016

Запиши название каждого материка в отведённое для этого поле.

 

Название материка АНазвание материка Б

4.  Тип 3.2 № 746

Далее представлены фотографии утконоса, кенгуру, койота и скунса. Запиши название каждого из этих животных рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.

 

ЖИВОТНЫЕ

А)  Утконос

Б)  Кенгуру

В)  Койот

Г)  Скунс

ФОТОГРАФИИ

1)  Фотография 1

2)  Фотография 2

3)  Фотография 3

4)  Фотография 4

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ

5.  Тип 3.3 № 747

Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Карта составлена по состоянию на 01.01.2018

Далее представлены фотографии утконоса, кенгуру, койота и скунса. Запиши название каждого из этих животных рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие  — на материке Б? Запиши в таблицу номера фотографий с изображением этих животных.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам без запятых и иных знаков препинания:

МатерикиAБ
Животные

6.  Тип 4 № 1193

Рассмотри изображение человека. Покажи стрелками и подпиши кишечник, средний палец и затылок человека так, как показано на примере.

 

7.  Тип 5 № 1284

Составь два правила сохранения здоровья человека из приведённых частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.

НАЧАЛО ФРАЗЫ

А)   Чтобы избежать отравления,

Б)  Чтобы, загорая, не получить ожоги,

ПРОДОЛЖЕНИЕ ФРАЗЫ

1)  надень тёплую одежду.

2)  не ешь продукты с истекшим сроком годности.

3)  чаще меняй положение тела, чтобы солнце светило на него с разных сторон.

Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Начало фразыAБ
Продолжение фразы

8.  Тип 6.1 № 721

Тимофей проводил наблюдения за плавучестью предметов. Он взял две одинаковые по размеру ёмкости, налил в каждую из них одинаковое количество воды одинаковой температуры. В одной из ёмкостей он растворил в воде столько поваренной соли, что вода стала солёной на вкус. В каждую ёмкость Тимофей опустил по одному яйцу одинакового размера и увидел, что в пресной воде яйцо опустилось на дно ёмкости, а в солёной осталось на плаву.

Сравни условия таяния льда в разных кастрюлях в описанном опыте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.

 

Температура воды в ёмкостях: одинаковая / различная

Солёность воды в ёмкостях: одинаковая / различная

Размер яиц: одинаковый / различный

 

Температура воды в ёмкостях:Солёность воды в ёмкостях:Размер яиц:

9.  Тип 6.2 № 724

Тимофей проводил наблюдения за плавучестью предметов. Он взял две одинаковые по размеру ёмкости, налил в каждую из них одинаковое количество воды одинаковой температуры. В одной из ёмкостей он растворил в воде столько поваренной соли, что вода стала солёной на вкус. В каждую ёмкость Тимофей опустил по одному яйцу одинакового размера и увидел, что в пресной воде яйцо опустилось на дно ёмкости, а в солёной осталось на плаву.

 

По результатам опыта сделай вывод о том, как плавучесть предмета зависит от солёности воды.

10.  Тип 6.3 № 725

Тимофей проводил наблюдения за плавучестью предметов. Он взял две одинаковые по размеру ёмкости, налил в каждую из них одинаковое количество воды одинаковой температуры. В одной из ёмкостей он растворил в воде столько поваренной соли, что вода стала солёной на вкус. В каждую ёмкость Тимофей опустил по одному яйцу одинакового размера и увидел, что в пресной воде яйцо опустилось на дно ёмкости, а в солёной осталось на плаву.

 

Если бы Тимофей захотел выяснить, влияет ли форма предмета на его плавучесть, с помощью какого опыта он мог бы это сделать? Опиши этот опыт.

11.  Тип 7.1 № 1033

Какой из этих знаков можно встретить у входа в библиотеку? Какое правило отражает этот знак?

Рассмотри знаки, изображённые на рисунках, и ответь на вопросы.

АБВ

12.  Тип 7.2 № 1034

Какие правила отражают два других знака? Запиши ответы в таблицу.

 

ЗНАКПРАВИЛО

13.  Тип 8 № 929

На фотографиях изображены предметы, с которыми работают представители определённых профессий. Выбери одну из фотографий и запиши букву, под которой она приведена. Представители какой профессии работают с изображённым(-и) на выбранной фотографии предметом(-ами)? Если ты знаешь много профессий, представители которых работают с выбранным(-и) тобой предметом(-ами), назови любую из них. Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу?

 

14.  Тип 9 № 930

Каждый год 22 июня в России отмечается День памяти и скорби, по всей стране проходят памятные мероприятия, приспускаются флаги. Обведи эту дату в календаре.

 

Запиши, на какой день недели приходится эта дата в 2020 году.

 

С каким событием в истории нашей страны связана эта дата? Почему важно знать и сохранять в памяти историю своей страны? (Напиши ответ объёмом до пяти предложений.)

15.  Тип 10 № 799

10.1. Запиши название региона: республики, или области, или края, или города, или автономного округа, в котором ты живёшь.

10.2. Какая река или какое озеро, побережье какого моря или какие горы есть в твоём регионе?

Как называется главный город твоего региона? Какие памятники истории и культуры находятся в твоём регионе? Напиши об одном из этих памятников.



ОТВЕТЫ:

1.  Рассмотри рисунок, на котором изображена детская площадка. Детские игрушки могут быть изготовлены из пластмассы. Они отмечены на рисунке стрелкой с соответствующей надписью.

Покажи на рисунке стрелкой любой предмет (любую деталь) из металла и любой предмет (любую деталь) из дерева. Подпиши название соответствующего материала рядом с каждой стрелкой.

Пояснение.

Как пример изделия из металла можно указать качели, а из дерева  — игрушечную лошадку.

2.  На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Изучи прогноз погоды на трое суток по приведённой ниже таблице.

Выбери верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запиши в строку ответа их номера.

1)  В понедельник днём будет облачно, ожидается дождь.

2)  Температура воздуха во вторник не превысит 27 °C.

3)  В течение трёх суток будет дуть восточный либо северо-восточный ветер.

4)  В среду влажность воздуха ожидается выше 70%.

Пояснение. Для выбора правильного ответа анализируем каждое предложение.

1)  В понедельник днём будет облачно, ожидается дождь.

— находим строку «Облачность и атмосферные осадки»  — переходим в первую колонку «понедельник». В понедельник днём ожидается ясная погода.

Вывод: предложение неверное.

 

2)  Температура воздуха во вторник не превысит 27 °C.

— находим строку «Температура воздуха»  — переходим во вторую колонку «вторник». Температура воздуха во вторник достигнет 28 °C.

Вывод: предложение неверное.

 

3)  В течение трёх суток будет дуть восточный либо северо-восточный ветер.

— находим строку «Направление ветра»  — сравниваем показатели трёх колонок  — В течение трёх суток будет дуть восточный либо северо-восточный ветер.

Вывод: предложение верное.

 

4)  В среду влажность воздуха ожидается выше 70%.

— находим строку «Влажность воздуха»  — переходим в третью колонку «среда», сравниваем показатели в течение дня. В среду в течение суток влажность достигнет 78%.

Вывод: предложение верное.

 

Ответ: 34.

Ответ: 34

3.  Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Карта составлена по состоянию на 01.01.2016

Запиши название каждого материка в отведённое для этого поле.

 

Название материка АНазвание материка Б

Пояснение. Посмотрим внимательно на карту и определим, какие материки обозначены на ней: А  — Австралия, Б  — Северная Америка.

 

Ответ: А  — Австралия, Б  — Северная Америка.

Ответ: Австралия&Северная Америка

4.  Далее представлены фотографии утконоса, кенгуру, койота и скунса. Запиши название каждого из этих животных рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.

 

ЖИВОТНЫЕ

А)  Утконос

Б)  Кенгуру

В)  Койот

Г)  Скунс

ФОТОГРАФИИ

1)  Фотография 1

2)  Фотография 2

3)  Фотография 3

4)  Фотография 4

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ

Пояснение. На первой фотографии изображен скунс.

На второй  — койот.

На третьей фотографии изображен утконос.

На четвертой  — кенгуру.

 

Ответ: 3421.

Ответ: 3&4&2&1

5.  Рассмотри карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Карта составлена по состоянию на 01.01.2018

Далее представлены фотографии утконоса, кенгуру, койота и скунса. Запиши название каждого из этих животных рядом с номером фотографии, на которой оно изображено.

Какие из этих животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) на материке А, а какие  — на материке Б? Запиши в таблицу номера фотографий с изображением этих животных.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам без запятых и иных знаков препинания:

МатерикиAБ
Животные

Пояснение. А  — 3 и 4. Утконос и кенгуру в естественной среде обитают в Австралии.

Б  — 1 и 2. Скунс и койот  — в Северной Америке.

 

Ответ: А  — 34, Б  — 12.

Ответ: 34&12

6.  Рассмотри изображение человека. Покажи стрелками и подпиши кишечник, средний палец и затылок человека так, как показано на примере.

 

Пояснение. При оценивании засчитывается только указание части тела (органа) с соответствующей подписью. Для парных частей (органов) достаточно указать только одну из этих частей (органов).

7.  Составь два правила сохранения здоровья человека из приведённых частей фраз: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.

НАЧАЛО ФРАЗЫ

А)   Чтобы избежать отравления,

Б)  Чтобы, загорая, не получить ожоги,

ПРОДОЛЖЕНИЕ ФРАЗЫ

1)  надень тёплую одежду.

2)  не ешь продукты с истекшим сроком годности.

3)  чаще меняй положение тела, чтобы солнце светило на него с разных сторон.

Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Начало фразыAБ
Продолжение фразы

Пояснение. Для успешного выполнения данного задания нужно попробовать соединять начало и конец фразы А с 1 и 2 и с 3; затем Б с 1 и 2 и с 3; найти верно сформулированные правила.

А)  Чтобы избежать отравления, 2) не ешь продукты с истекшим сроком годности.

Б)  Чтобы, загорая, не получить ожоги, 3) чаще меняй положение тела, чтобы солнце светило на него с разных сторон.

 

Ответ: 23.

Ответ: 2&3

8.  Тимофей проводил наблюдения за плавучестью предметов. Он взял две одинаковые по размеру ёмкости, налил в каждую из них одинаковое количество воды одинаковой температуры. В одной из ёмкостей он растворил в воде столько поваренной соли, что вода стала солёной на вкус. В каждую ёмкость Тимофей опустил по одному яйцу одинакового размера и увидел, что в пресной воде яйцо опустилось на дно ёмкости, а в солёной осталось на плаву.

Сравни условия таяния льда в разных кастрюлях в описанном опыте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.

 

Температура воды в ёмкостях: одинаковая / различная

Солёность воды в ёмкостях: одинаковая / различная

Размер яиц: одинаковый / различный

 

Температура воды в ёмкостях:Солёность воды в ёмкостях:Размер яиц:

Пояснение. Для выполнения данного задания нужно внимательно прочитать условия опыта и найти в них правильный ответ.

Тимофей проводил наблюдения за плавучестью предметов. Он взял две одинаковые по размеру ёмкости, налил в каждую из них одинаковое количество воды одинаковой температуры. В одной из ёмкостей он растворил в воде столько поваренной соли, что вода стала солёной на вкус. В каждую ёмкость Тимофей опустил по одному яйцу одинакового размера и увидел, что в пресной воде яйцо опустилось на дно ёмкости, а в солёной осталось на плаву.

 

Ответ: Температура воды в ёмкости одинаковая. Солёность воды в ёмкостях различная. Размер яиц одинаковый.

Ответ: одинаковая&различная&одинаковый

9.  Тимофей проводил наблюдения за плавучестью предметов. Он взял две одинаковые по размеру ёмкости, налил в каждую из них одинаковое количество воды одинаковой температуры. В одной из ёмкостей он растворил в воде столько поваренной соли, что вода стала солёной на вкус. В каждую ёмкость Тимофей опустил по одному яйцу одинакового размера и увидел, что в пресной воде яйцо опустилось на дно ёмкости, а в солёной осталось на плаву.

 

По результатам опыта сделай вывод о том, как плавучесть предмета зависит от солёности воды.

Пояснение. Все условия эксперимента были одинаковыми, кроме солёности воды. Поэтому увидев, что в пресной воде яйцо опустилось на дно ёмкости, а в солёной осталось на плаву, можно сделать вывод, что в солёной воде предмет легче плавает.

Может быть дана иная формулировка вывода, не искажающая его смысла

 

Ответ: В солёной воде предмет легче плавает.

10.  Тимофей проводил наблюдения за плавучестью предметов. Он взял две одинаковые по размеру ёмкости, налил в каждую из них одинаковое количество воды одинаковой температуры. В одной из ёмкостей он растворил в воде столько поваренной соли, что вода стала солёной на вкус. В каждую ёмкость Тимофей опустил по одному яйцу одинакового размера и увидел, что в пресной воде яйцо опустилось на дно ёмкости, а в солёной осталось на плаву.

 

Если бы Тимофей захотел выяснить, влияет ли форма предмета на его плавучесть, с помощью какого опыта он мог бы это сделать? Опиши этот опыт.

Пояснение. Нужно взять два предмета разной формы из одинакового количества одного материала (например, кусочек пластилина в форме шарика и сделанную из такого же кусочка пластилина лодочку) и опустить их в одну ёмкость с водой. Наблюдать, какой предмет тонет, а какой держится на плаву.

 

Может быть дано иное, близкое по смыслу описание опыта.

11.  Какой из этих знаков можно встретить у входа в библиотеку? Какое правило отражает этот знак?

Рассмотри знаки, изображённые на рисунках, и ответь на вопросы.

АБВ

Пояснение. Можно встретить знак А. Этот знак отражает правило: в это здание нельзя въезжать на роликовых коньках.

12.  Какие правила отражают два других знака? Запиши ответы в таблицу.

 

ЗНАКПРАВИЛО

Пояснение. Б  — Запрещается использовать эту воду для питья ИЛИ вода для технических нужд.

В  — Въезд запрещён.

13.  На фотографиях изображены предметы, с которыми работают представители определённых профессий. Выбери одну из фотографий и запиши букву, под которой она приведена. Представители какой профессии работают с изображённым(-и) на выбранной фотографии предметом(-ами)? Если ты знаешь много профессий, представители которых работают с выбранным(-и) тобой предметом(-ами), назови любую из них. Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу?

 

Пояснение. Рассмотрим внимательно картинки и вспомним, с какими профессиями они связаны.

 

На первой картинке изображены весы. Они нужны продавцу. С помощью них он взвешивает товар, чтобы продать его.

На второй картинке изображены краски. Краски использует художник. Он рисует картины.

На третьей картинке изображен фотоаппарат. Его использует фотограф. Он делает фотографии.

14.  Каждый год 22 июня в России отмечается День памяти и скорби, по всей стране проходят памятные мероприятия, приспускаются флаги. Обведи эту дату в календаре.

 

Запиши, на какой день недели приходится эта дата в 2020 году.

 

С каким событием в истории нашей страны связана эта дата? Почему важно знать и сохранять в памяти историю своей страны? (Напиши ответ объёмом до пяти предложений.)

Пояснение. В 2020 году День памяти и скорби выпадает на понедельник.

 

Эта дата связана с началом Великой Отечественной войны в 1941 году. Важно знать и сохранять в памяти историю своей страны, чтобы перенимать опыт старших поколений, учиться на ошибках и не повторять их.

15.  10.1. Запиши название региона: республики, или области, или края, или города, или автономного округа, в котором ты живёшь.

10.2. Какая река или какое озеро, побережье какого моря или какие горы есть в твоём регионе?

Как называется главный город твоего региона? Какие памятники истории и культуры находятся в твоём регионе? Напиши об одном из этих памятников.

Пояснение. 10.1 Иркутская область.

10.2 озеро Байкал.

Главный город области  — это Иркутск. На территории Иркутска есть Знаменский монастырь. Это один из старейших монастырей Сибири.